Напомним, что НЦТЛП создается как государственная информационная система, работающая на основе единых стандартов взаимодействия, программных, технических средств и информационных технологий для всех участников транспортно-логистической деятельности и органов государственного управления. Работа проводится для обеспечения автоматизированного сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения и использования информации о транспортной системе Российской Федерации, в том числе в целях реализации принципа «одного окна».
Проект постановления определяет ряд основ для работы платформы: это цели, задачи, функции и принципы, структура системы, состав сведений, размещаемых в ней, состав участников информационного взаимодействия и так далее.
В документе прописано также, что создание платформы планируется осуществлять поэтапно – в унисон с разработкой и принятием нормативных правовых актов.
Выделено 4 очереди создания платформы. Завершение всего комплекса работ и ввод в эксплуатацию полноформатной платформы планируется в 2030 году. На первом этапе должны появиться подсистемы «Цифровой профиль участника», «Единая база нормативно-справочной информации», «Диагностика и администрирование», «Обеспечение безопасности информации», Информационное взаимодействие». А вот «Механизмы единого окна», «Цифровой паспорт перевозки», «Ведение реестров объектов транспортно-логистической инфраструктуры и транспортных средств» отнесены ко второй очереди создания платформы.
В проекте Постановления учтено соединение работы платформы с введением реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности (с 1 марта 2026 года реестр экспедиторов станет обязательным): прописано, что вступление в силу проекта документа необходимо с указанной даты, так как тогда вступают в силу нормы пункта 4 статьи 2.6 Федерального закона от 07.06.2025 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и необходимо начать ведение реестра.
Отметим, что, в свою очередь, обновления, связанные с принятием №140-ФЗ, все еще вызывают у рынка массу вопросов. Часть участников рынка говорят, что пока ждут более полной информации о том, как им необходимо будет работать в новых условиях. Об этом свидетельствуют и результаты опроса, о котором на онлайн-конференции «Экспедиторы в обмене ЭТРН», прошедшей 14 ноября, рассказала руководитель проекта «Экспертный совет «Электронные документы» Елена Ткаченко. Она сообщила, что тематический опрос был проведен в телеграм-канале «Логистика без границ», в нем приняли участие 1200 человек. «31% ответили, что изменения в № 140-ФЗ отразятся на договорах с клиентами, но при этом компании ожидают принятия подзаконных актов, чтобы понять, как и какие именно изменения произойдут. То есть пока еще информации полной у участников рынка нет. 26% ответили, что действительно поменяются договорные отношения, и, скорее всего, экспедиторы перейдут на агентские договоры или договоры комиссии. Получается, что прием груза для экспедиторов стал достаточно сложной процедурой, связанной с дополнительными проверками, и, скорее всего, экспедиторы будут переходить на посреднические договоры. 18% при этом считают, что для них ничего не изменится, то есть они будут работать, как и раньше. Возможно, те трактовки законодательства, которые до сих пор действовали, для этих компаний сохранятся, они будут считать, что это действие в рамках легального поля. 7% говорят о том, что будут подниматься цены из-за расходов, необходимых на оборудование и программное обеспечение. 3% признали, что им, скорее всего, придется закрывать или продавать бизнес. 14% вообще не в курсе, что есть какие-то изменения, то есть еще пока информированность недостаточная на рынке», – прокомментировала Е. Ткаченко.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



