При этом основная нагрузка по-прежнему ложится на железнодорожный транспорт. Через него проходит подавляющая часть транзитных контейнеров из Китая в ЕС, а также поставки из Китая в Беларусь. Часть грузов в белорусском направлении доставляется автотранспортом через Казахстан, но его доля остается сравнительно небольшой.
Если сравнивать показатели текущего года с 2024-м, то заметных колебаний не произошло: снижение объема составило 4% за период с января по август. Транзитные перевозки почти сохранили прошлогодние объемы, что свидетельствует о стабилизации. Плановых ориентиров для 2025 года железнодорожные операторы не раскрывают, однако, по оценкам экспертного сообщества, текущие показатели близки к ожидаемым.
Почему нет роста?
Основные причины отсутствия роста – совокупность рыночных и геополитических факторов. Прежде всего это снижение ставок морского фрахта, которое делает традиционные морские маршруты экономически более привлекательными по сравнению с железнодорожным транзитом через Россию.
Дополнительную конкуренцию создают новые логистические коридоры – например, Северный морской путь и Транскаспийский международный транспортный маршрут, предлагающие альтернативные по скорости и стоимости варианты доставки. Так, недавний «контейнерный дебют» рейса из КНР в Британию по СМП и вовсе создает крайне важный прецедент расширения роли этого маршрута.
Наконец, геополитическая составляющая также сдерживает рост: в 2025 году российские власти вводили ограничения на перевозку ряда товарных категорий, предназначенных для стран ЕС, что снизило интерес европейских компаний к транзиту через территорию России.
Ключевые маршруты сохраняют стабильность
Тем не менее главными направлениями транзитных контейнерных перевозок через Россию остаются маршруты из Китая в ЕС и Беларусь. Существенных изменений в структуре и объемах этих потоков в 2025 году, как отмечалось выше, не наблюдается. Потоки стабильны, но без новых драйверов роста.
В целом рынку сегодня важно стимулирование транзитных потоков. Увеличение объемов позволит повысить загрузку РЖД и поддержать финансовую устойчивость отрасли. Однако без инвестиций в инфраструктуру и повышения уровня автоматизации процессов достичь этого будет сложно.
Ключевой фактор конкурентоспособности – скорость и надежность доставки. Чем проще и быстрее грузовладельцы могут перемещать товары по маршруту, тем выше его привлекательность. Следовательно, дальнейшее развитие железнодорожных узлов, модернизация терминалов и упрощение таможенных процедур станут основой для восстановления роста транзитных перевозок в ближайшие годы.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



