+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.12.2025 10:06:23
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Сюрвейерская деятельность на железнодорожном транспорте: какие пути развития

Сюрвейерские услуги традиционно представлены на морском и речном транспорте. Там они подразделяются на два больших направления, одно из которых – оценка состояния судов. В иных видах транспорта, в частности на железнодорожном, сюрвейерское обслуживание развивается крайне медленно. Но с появлением множества независимых операторов, формированием независимой от перевозчика вагоноремонтной сферы, также характеризующейся наличием конкуренции, стал формироваться запрос на беспристрастную профессиональную оценку подвижного состава.
Сюрвейерская деятельность на железнодорожном транспорте: какие пути развития

Рынком осознана необходимость привлечения квалифицированных специалистов в таких сложных ситуациях, как транспортные происшествия.

До настоящего времени многие вопросы здесь самостоятельно закрывает ОАО «РЖД», уполномоченное составлять различные акты, фиксирующие те или иные события на железнодорожном транспорте. Но подчас компания не заинтересована в объективной фиксации событий, избегая их оформления или оформляя в выгодном для себя свете.

Поэтому сегодня как никогда перед участниками перевозочного процесса встает вопрос о привлечении независимых экспертов для оценки состояния подвижного состава или фиксации нарушений в сфере его эксплуатации.

К настоящему времени на железнодорожном транспорте деятельность, которую можно отнести к сюрвейерской, сложилась, пусть и несколько хаотично, без достаточного нормативного сопровождения, в 4 сферах:

1. Прием на инфраструктуру вновь изготовленных вагонов и их комплектующих (осуществляется ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» и Центром технического аудита ОАО «РЖД»).

2. Периодическое освидетельствование контейнеров (выполняется предприятиями, аккредитованными Российским морским регистром судоходства).

3. Участие независимых осмотрщиков в фиксации повреждений подвижного состава (организуется представителями Торгово-промышленной палаты России, а также физическими лицами, имеющими квалификацию в сфере железнодорожного транспорта. По нашим подсчетам, в эту деятельность вовлечено сегодня порядка 40–50 человек по всей России).  

4. Привлечение специалистов для составлений актов о причинах транспортных происшествий и установлении виновного лица (выполняется независимыми экспертами, состоящими в штате научных и учебных организаций в области эксплуатации железнодорожного транспорта).

Если в первых двух случаях перечень организаций известен и представлен, например, на сайте Морского регистра, то открытого реестра экспертов, участвующих в расследовании транспортных происшествий, нет. Участники рынка формируют такие реестры самостоятельно.

Потенциал для сюрвейеров на железнодорожном транспорте довольно большой, его можно разбить на 3 направления.

Первое относится к техническому состоянию подвижного состава: установке факта повреждения вагона, его осмотру при сдаче в аренду, выводу из аренды или при продаже, осмотру в качестве залогового имущества и страхуемого имущества, осмотру при передаче вагона в ремонт, приеме с путей необщего пользования и других железнодорожных администраций на предмет выявления отсутствующих деталей или наличия повреждений.

Второе направление касается соблюдения порядка эксплуатации подвижного состава. Это проверка фактов самовольного использования вагона, нарушений правил погрузо-разгрузочных работ с ним, проверка фактов, когда не производится очистка вагонов после выгрузки.

Третье направление – в части определения обстоятельств транспортного происшествия. Речь идет об участии в деятельности комиссий по расследованию инцидента с правом составлением особого мнения, составлении экспертных заключений о причинах и обстоятельствах транспортных происшествий.

Здесь можно возразить, что эксперты уже привлекаются для судебных разбирательств по факту повреждений подвижного состава. Однако, по нашей оценке, случаев привлечения таких специалистов в судах по транспортным происшествиям довольно немного – не более 15% от всех рассматриваемых в судах дел. При этом количество транспортных происшествий хотя и снижается ежегодно, но снижение это является несущественным, и объем работы для экспертов объективно имеется.

 sl4.jpg

В заключение хотелось бы дать прогноз перспективам развития сюрвейерской деятельности на железнодорожном транспорте, поскольку очевиден пусть и несильный, но интерес к данной сфере со стороны участников перевозочного процесса.

1. Активизация независимых экспертов в связи недостаточно качественным оформлением документов о повреждениях вагонов или ниоформлением таких документов перевозчиком.

2. Увеличение числа случаев привлечения сторонних экспертов для судебных разбирательств и в качестве консультантов для определения перспектив судебных разбирательств или недопущения спора.

3. Объединение экспертов в одну или две независимые организации, имеющие представительства по всей стране.

4. Появление практики аккредитации сюрвейеров при общественных организациях, объединяющих участников перевозочного процесса (владельцев путей необщего пользования, собственников вагонов, вагоноремонтных предприятий). Аккредитация позволит сделать эту деятельность более открытой и профессиональной.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions