+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2025 14:27:04
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Спасти РЖД

По данным СМИ, в Правительстве РФ обсуждаются меры поддержки РЖД.
Спасти РЖД
На что принципиально следует обратить внимание в предстоящей работе правительства по «спасению» РЖД. Долг РЖД составляет около 4 трлн руб., на уплату процентов компания тратит около 688 млрд руб. в год. При этом РЖД продолжают реализовывать инвестпрограмму, на которую в прошлом году было направлено почти 1,5 трлн руб., а в текущем – 890,9 млрд руб. При таких колоссальных инвестициях погрузка по итогам января – октября 2025 года на сети РЖД снизилась на 6% к аналогичному периоду прошлого года, до 927,1 млн тонн. Для хозяйствующего субъекта, обремененного огромными долгами, продолжать реализовывать гигантскую инвестиционную программу на спаде спроса – нонсенс. Но с РЖД мы к этой нелепости привыкли и даже не замечаем. Почему?

Это следствие неопределенной функции и роли РЖД в российской экономике. То ли это бизнес, пусть и государственный, задача которого зарабатывать и демонстрировать коммерческий результат. То ли это государственный сервис, поддерживающая функция экономики, которая призвана обеспечить перераспределение средств между бюджетами и отраслями. То есть обеспечить доходы экономики за счет доступной цены и качества перевозки и перераспределить блага между отраслями за счет перекрестного субсидирования.

Меры поддержки в адрес РЖД, которые будут обсуждать в правительстве, свидетельствуют о двойственности восприятия роли РЖД. Например, тарифные меры в размере 109 млрд руб., среди которых есть явно разумные, такие как повышение тарифов на перевозку угля на экспорт, связаны с распределительной ролью РЖД в экономике.

Предлагаемые же нетарифные меры на 200 млрд руб., включая возможность использования средств ФНБ, которые пойдут на реализацию инвестпрограммы в части строительства ж/д сети, относятся уже к сервисной роли РЖД.

А вот конвертацию долга в пакетные акции и заморозку процентов по кредитам на 9%, что по сути является предоставлением банкам-кредиторам доли в капитале монополии, можно назвать этапом приватизации коммерческой компании РЖД.

В таком комбинированном варианте плохо то, что пропадают прозрачность, последовательность и четкость управления. Если это капиталоемкая, долгоокупаемая и стратегически значимая инфраструктура и ее развитие нужно государству, тогда зачем привязывать ее к хозяйственной деятельности РЖД в конкретном году?!

И наоборот, если мы хотим оценить эффективность РЖД как бизнеса и сделать его эффективным, в этом случае неподъемные инвестиционные обременения не дают возможности оценить процесс операционной рентабельности РЖД в чистом виде.

На наш взгляд, фундаментальная определенность с ролью РЖД важна не только для периода нестабильности, санкций и турбулентности в экономике, она нужна в принципе и навсегда. Лучше это сделать как можно раньше.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions