Это следствие неопределенной функции и роли РЖД в российской экономике. То ли это бизнес, пусть и государственный, задача которого зарабатывать и демонстрировать коммерческий результат. То ли это государственный сервис, поддерживающая функция экономики, которая призвана обеспечить перераспределение средств между бюджетами и отраслями. То есть обеспечить доходы экономики за счет доступной цены и качества перевозки и перераспределить блага между отраслями за счет перекрестного субсидирования.
Меры поддержки в адрес РЖД, которые будут обсуждать в правительстве, свидетельствуют о двойственности восприятия роли РЖД. Например, тарифные меры в размере 109 млрд руб., среди которых есть явно разумные, такие как повышение тарифов на перевозку угля на экспорт, связаны с распределительной ролью РЖД в экономике.
Предлагаемые же нетарифные меры на 200 млрд руб., включая возможность использования средств ФНБ, которые пойдут на реализацию инвестпрограммы в части строительства ж/д сети, относятся уже к сервисной роли РЖД.
А вот конвертацию долга в пакетные акции и заморозку процентов по кредитам на 9%, что по сути является предоставлением банкам-кредиторам доли в капитале монополии, можно назвать этапом приватизации коммерческой компании РЖД.
В таком комбинированном варианте плохо то, что пропадают прозрачность, последовательность и четкость управления. Если это капиталоемкая, долгоокупаемая и стратегически значимая инфраструктура и ее развитие нужно государству, тогда зачем привязывать ее к хозяйственной деятельности РЖД в конкретном году?!
И наоборот, если мы хотим оценить эффективность РЖД как бизнеса и сделать его эффективным, в этом случае неподъемные инвестиционные обременения не дают возможности оценить процесс операционной рентабельности РЖД в чистом виде.
На наш взгляд, фундаментальная определенность с ролью РЖД важна не только для периода нестабильности, санкций и турбулентности в экономике, она нужна в принципе и навсегда. Лучше это сделать как можно раньше.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



