По итогам 2024 года на дружественные страны пришлось около 80% всего товарооборота. Для сравнения, по результатам 2021 года эти направления составляли меньше половины товарооборота. Товарооборот с Китаем в 2024 году составил $222,77 млрд (+2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), Индией – более $60, со странами Африки – $24,5 млрд. Товарооборот с дружественными странами продолжит расти. По прогнозам Минэкономразвития, в перспективе ближайших трех лет экспорт должен обеспечить порядка 10% экономического роста.
Да, даже в отношениях с дружественными странами сохраняется ряд проблем. Так, порядка 20% российского бизнеса сталкивается с проблемами во взаиморасчетах. На индийском рынке есть сложности с получением сертификатов. Дальнейшее развитие отношений с африканскими странами зависит от ситуации в Сирии, так как база ВМФ в Тартусе обеспечивала логистику. В сотрудничестве со странами Латинской Америки российский бизнес сталкивается с отсутствием страхования грузов.
Разворот на восток оказал существенное влияние на транспортно-логистическую отрасль, так как выявил инфраструктурные ограничения: перегружен Восточный полигон железной дороги, не хватает терминальных мощностей. Подобные сложности есть и в международных коридорах, например, развитие МТК Север – Юг долгое время оставалось только на бумаге и он работает не на полную мощность. Сохранится влияние геополитической напряженности, в том числе на Ближнем Востоке, валютные ограничения, сложности с трансграничными взаиморасчетами. С разворотом на Восток логистические цепочки не только полностью перестроились, но и в них появилось много промежуточных игроков. А это привело к новым сложностям: увеличению сроков доставки и удорожанию логистики.
Развитие мультимодальности
Россия обладает выгодным географическим положением, транспортная инфраструктура страны стыкуется со многими международными коридорами. Развитие мультимодальности позволяет использовать новые маршруты, проходящие по территории дружественных стран, увеличивать долю транзитных перевозок и за счет этого оптимизировать грузоперевозки. Благодаря этому она будет сохранять свое положение крупнейшего игрока рынка мультимодальных перевозок.
В мультимодальных перевозках продолжит увеличиваться доля сборных грузов. Тенденция последнего времени – нарастание шеринга экономики, что меняет потребительское поведение. Причем это касается не только потребительского рынка, но и B2B-сегмента. Еще один фактор, стимулирующий спрос на доставку сборных грузов, – рост издержек в грузоперевозках. Это связано в том числе и с логистическими сложностями: нехваткой инфраструктурных мощностей, ростом тарифов, усложнением цепочек поставок и появлением в них промежуточных звеньев и т. д. Сборные грузы позволяют снизить издержки, даже несмотря на то, что в ряде случаев сроки доставки могут увеличиваться. Способствует развитию рынка сборных грузов и цифровизация, все более широкое внедрение электронного документооборота, так как это делает отрасль прозрачнее.
Еще один устойчивый тренд – увеличение доли белого ввоза с НДС продавцами-селлерами и снижение доли карго. По сути, карго – нелегальный способ грузоперевозок, так как товар не проходит таможенное оформление. Для бизнеса такой способ доставки сопряжен с рисками: штрафы за нелегальный товар, отсутствие гарантий сохранности груза и возмещения ущерба в случае его повреждения, сложности с оформлением при выходе на маркетплейсы и т. д. Эти риски делают карго-доставку невыгодной для бизнеса, несмотря на то, что она обходится дешевле.
Для развития мультимодальности важна хорошая «стыковка» между всеми игроками. Ее обеспечение зачастую также решается на государственном уровне. Россия участвует примерно в 10 международных транспортных коридорах. Для того чтобы они эффективно работали, требуется координация работы правительств всех государств, через которые они проходят. Например, сейчас ведется работа над облегчением таможенного оформления для транзитных грузов, доставляемых по МТК Север – Юг.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



