Перевозчик вправе отказать в согласовании такого запроса по основаниям, установленным статьей 11 Устава. В силу абзаца 5 статьи 11 перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в следующих случаях:
– введение прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов;
– отказ владельца инфраструктуры в согласовании заявки;
– обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
– отсутствие железнодорожного подвижного состава.
В этом случае перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю.
В настоящее время наибольшее количество судебных споров вызывает такое основание для отклонения запросов как «отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки».
Используя данное основание, перевозчик ссылается на:
– пункт 10 приказа Минтранса России от 06.09.2010 № 192 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов», а именно непревышение предусмотренного заявкой объема груза, иных параметров железнодорожной перевозки пропускным способностям участков инфраструктуры и (или) пререрабатывающим способностям железнодорожных станций по маршруту следования груза.
– Пункт 5 приказа Минтранса России от 07.07.2015 № 214 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов», а именно непревышение количества вагонов владельца, указанного в запросе-уведомлении количеству вагонов данного владельца по заявке ГУ-12, необходимых для выполнения не более чем декадной нормы погрузки, при подаче вагонов в период декады.
Вместе с тем суд указывает на то, что перевозчик должен доказать обоснованность отклонения запросов. Данный правовой подход отражен в судебном деле № А40-38577/2023. Там суд указал, что «станция назначения способна принять и выдать груз согласно вышеуказанным заявкам. Доказательств невозможности перевозки ответчиком в материалы дела не представлено». Договор перевозки является публичным, а отказы – незаконны.
Таким образом, указанная позиция суда закрепляет обязанность перевозчика по обоснованию причины отклонения запроса-уведомления, аргументируя ее соответствующими первичными документами.
Какие убытки грузоотправитель может предъявить перевозчику ввиду безосновательного отклонения его запросов:
– возмещение расходов на оплату аренды подвижного состава в период простоя;
– возмещение убытков за сверхнормативный простой вагонов (штраф по договорам оперирования);
– освобождение от платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (ст. 39 Устава), вина перевозчика в занятости путей;
–- освобождение от оплаты платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса, взыскание неосновательного обогащения;
– освобождение от оплаты платы за перемещение порожних грузовых вагонов и оспаривание перемещения вагона.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



