+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.12.2025 16:41:34
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Как ветвевладельцу минимизировать убытки из-за того, что собственник вагонов не оформил запрос-уведомление на их отправку?

Владелец путей необщего пользования может нести убытки, и порой довольно серьезные, из-за того, что собственник вагонов после выгрузки вовремя не направил в адрес перевозчика запрос-уведомление на их перевозку. Что делать в такой ситуации и как можно обезопасить себя от штрафов с юридической точки зрения?
Как ветвевладельцу минимизировать убытки из-за того, что собственник вагонов не оформил запрос-уведомление на их отправку?

После выгрузки груза из вагона на путях необщего пользования грузополучателю необходимо направить в адрес перевозчика уведомление о завершении грузовой операции ГУ-2Б. После этого порожние вагоны могут быть приняты перевозчиком на пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной, что указано в ст. 44 Устава (федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ). Данное правило не распространяется на припортовые станции.

Обязанность по оформлению перевозочных документов несет владелец вагона либо уполномоченное лицо (п. 52 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом № 374).

При отсутствии запросов-уведомлений, а также в процессе их согласования порожние вагоны простаивают на путях необщего пользования, а ветвевладелец ограничен в возможностях использования путей и проведения операций по погрузке/выгрузке.

Возможные виды убытков юридической ответственности ветвевладельца:

  • договорный штраф за сверхнормативный простой вагонов, если ветвевладелец является грузополучателем;

  • штраф за задержку вагонов под выгрузкой (согласно ст. 62 Устава);

  • ограничение использования путей необщего пользования ввиду их занятия порожними вагонами.

Как ветвевладельцу можно компенсировать свои убытки?

Новая практика показывает, что ветвевладелец может предъявить оператору в этом случае следующие требования:

- неосновательное обогащение за пользование путем необщего пользования (аренда). Требования основываются на экспертном заключении о стоимости аренды пути необщего пользования;

- неосновательное обогащение в виде платы за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса). Расчет производится на основании приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 г. № 127-т/1 Тарифное руководство № 2;

- оспорить штраф за сверхнормативный простой вагонов и штраф по ст. 62 Устава по причине отсутствия вины ветвевладельца по простою вагонов. В данной части ветвевладелец будет освобожден от штрафа. Для этого нужно составить комплект документов.

Какие действия необходимо предпринять собственнику путей необщего пользования/грузополучателю для защиты своих интересов в суде и компенсации убытков в случае отсутствия запроса-уведомления собственника вагона на перевозку порожних вагонов:

  1. После вручения перевозчику уведомления о завершении грузовой операции нужно направить информативное письмо в адрес собственника вагона о завершении выгрузки груза с подтверждением направления и необходимости оформления перевозочных документов. Нередко данное условие содержится в договорах оперирования. В случае отсутствия – информирование оператора все равно является мерой предостережения от возможных последствий.

  2. Проинформировать перевозчика об отсутствии перевозочных документов на порожний вагон и необходимости составления акта общей формы в данном случае.

  3. При отказе перевозчика от составления акта общей формы либо игнорировании этого требования нужно составить самостоятельно этот акт, комиссионно (три сотрудника компании) с описанием времени и места простоя вагонов в ожидании распоряжения.

Неопределенным остается вопрос о пресекательном сроке размещения запроса-уведомления собственником порожнего вагона. Здесь предлагается следовать аналогии права:

- по истечении 12 часов после подачи порожних вагонов на пути общего пользования начисляется плата за предоставление путей вне перевозочного процесса (абз. 14 ст. 44 Устава).

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions