+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.10.2025 14:09:20
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Дискуссия о металлах: Севсиб, как пионер титанового мостостроения

В России возобновились дискуссии о целесообразности строительства Северо-Сибирской магистрали. Она должна соединить железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа с Байкало-Амурской магистралью.
Дискуссия о металлах: Севсиб, как пионер титанового мостостроения

Требуется мощь

Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, длина Северо-Сибирской магистрали должна составить почти 1,9 тыс. километров. Стоимость ее строительства ранее оценивалась в 1,5 трлн рублей, но, естественно, ее придется пересмотреть. Северо-Сибирскую магистраль предполагалось состыковать с «Белкомуром» (планируемая ж/д магистраль Белое море – Коми – Урал. – Прим. ред.), которая должна была соединить Архангельскую область, Коми и Пермский край, и тем самым разгрузить действующие в Европейской части России и Сибири железные дороги, коренным образом изменив грузовые потоки и загрузив порты, входящие в контур Северного морского пути.

Между тем проект Северо-Сибирский магистрали весьма сложен – она должна пролегать по местностям с разными амплитудами колебаний рельефа, вечной мерзлотой, неустойчивыми грунтами, не говоря уже про непростые климатические условия. Потребуется не только проложить железнодорожные пути, но и построить большое число мостов. Их надежность – залог стабильного функционирования Северо-Сибирской магистрали. Традиционно железнодорожные мосты сооружают из стали, хотя у нее есть слабое место – она подвержена коррозии. Однако строители не собираются отказываться от стали, считая ее проверенным материалом.

Плюсы и минусы

Вместе с тем никто до сих пор не задумался о возможности использования титановых полуфабрикатов при возведении железнодорожных мостов. Главное возражение против него – высокая стоимость по сравнению со сталью. При этом забывают о его неоспоримых конкурентных свойствах – большей прочности и легкости, стойкости к воздействию осадков. Титановые конструкции позволят снизить нагрузки на грунт, коррозионная стойкость обеспечивает их долговечность и эксплуатацию без ремонта в течение минимум 100 лет. В результате значительно сокращается необходимость периодического обслуживания мостов.

Экономические расчеты говорят сами за себя. Плотность стали – 8 тонн на кубометр, титана – 4,5 тонны на кубометр. Цена стальной балки – порядка 90 тыс. рублей за тонну, титановой – в 4 раза больше. В силу разной плотности метр балки из титана будет почти в два раза легче стального аналога, хотя и в два раза дороже. Зато капитальный ремонт железнодорожного моста, сделанного из стали, надо проводить каждые 25 лет, титанового – в лучшем случае раз в 100 лет, если вообще он понадобится.

Добавим к перечисленному расходы на закупку и доставку материалов, а также выполнение ремонтных работ, и окажется, что эксплуатация стального моста будет гораздо дороже титанового.

Конечно, речь не идет о забивке в грунт титановых свай, лишь об изготовлении конструктивных элементов мостов, устанавливаемых на опоры. Несмотря, на фантастичность идеи, она вполне жизненна – в мире сооружают железнодорожные мосты из алюминия, так почему бы не делать их из титана? Существующие технологии позволяют ее реализовать, сделав Россию пионером титанового мостостроения.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions