+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.07.2020 11:01:40
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Транспорт будущего – это следствие долгой и упорной работы

Отвечая на вопрос «каким должен быть общественный транспорт будущего?», хочется сразу вспомнить про Hyperloop Илона Маска, беспилотные дроны-такси и подобные футуристичные проекты. Если раньше они казались откровенной фантастикой, то в последние годы элементарная работа адаптивного круиз-контроля в легковом автомобиле или Яндекс-беспилотники на улицах российских городов убеждают, что ближайшее будущее вполне футуристично. Своим видением городского транспорта будущего поделился Владимир Георгиевский, исполнительный директор крупного воронежского перевозчика ООО «АТП-1».
Транспорт будущего – это следствие долгой и упорной работы
– Владимир, каким, по Вашему мнению, будет пассажирский транспорт в ближайшем будущем?

– Я уверен, что в нем будут беспилотные автобусы на выделенных полосах, бесконтактная и невидимая система оплаты проезда и прочие довольно простые, но приятные мелочи.

Но, на мой взгляд, в первую очередь думать сейчас необходимо не о нюансах и частностях, а о краеугольных вопросах отрасли. Какие узкие места в городах мешают сегодня комфортным поездкам? Какие проблемы лежат в смежных городскому транспорту сферах? Какие возможности есть у муниципалитетов, чтобы поддерживать ровный темп развития?

Так, планируя запуск беспилотного транспорта, нужно не только решить очевидные проблемы с разметкой и уличными датчиками, но и заранее, за 5–10 лет до внедрения, подумать о специалистах, которые будут обслуживать инфраструктуру и транспорт. То есть уже сейчас следует создавать соответствующие факультеты и набирать студентов. Без такого анализа и подготовки не будет ни «городской мобильности с нулевыми выбросами», ни рабочей ИТС (интеллектуальной транспортной системы, включающей в себя автоматизированные светофоры, камеры, детекторы, трекеры), ни других прогрессивных решений.

Можно сколько угодно мечтать о «прудах с лебедями» или, как недавно мадридцы, о садах, разбитых на крышах автобусов, но нужно понимать главное: прорыв в технологиях случается не сам по себе, ему предшествует долгая, упорная, в чем-то даже рутинная работа.

– Что же нам предстоит сделать, чтобы будущее стало реальностью?

– Во-первых, провести анализ сильных и слабых сторон отрасли. Если говорить о городском пассажирском транспорте, то в подавляющем большинстве городов сейчас главной проблемой является не устаревший подвижной состав, как кажется на первый взгляд, а устаревшие методы работы администраций и перевозчиков. Только те структуры, которые готовы меняться, мыслят системно, стремятся к ежедневному улучшению всех процессов, имеют право на работу в будущем. То, что не соответствует этим критериям, должно остаться в прошлом. Резервы же можно найти, опираясь на молодых специалистов – инженеров, управленцев, экономистов, на их умение посмотреть на отрасль незамыленным глазом. А также на опыт зарубежья и даже соседних городов.

Вторым этапом приближения к транспорту будущего должна стать расстановка приоритетов с учетом горизонтов планирования на 5–10 и хотя бы на 25 лет. Например, если мы видим перспективу, в которой через четверть века весь транспорт станет электрическим или даже водородным, то возникает вопрос: целесообразно ли вкладывать большие средства в транспорт на газомоторном топливе? Установить на автобус метановую силовую установку не так сложно, как развернуть по всей стране сеть заправочных станций или наладить производство и логистику всех необходимых запчастей. Планируя ближайшее будущее, при этом следует стараться смотреть и за горизонт. А электромоторные автобусы и поезда на водородном топливе – это уже даже не завтрашний, а сегодняшний день для многих европейских и нескольких российских городов. Половину же всех электробусов мира сейчас эксплуатирует Китай.

В-третьих, для получения комфортного и безопасного транспорта в будущем к принятию решений уже сейчас необходимо подключать жителей города. Крайне глупо спасать траву и ставить забор там, где горожане протоптали тропинку прямо через газон. Лучше в этом месте, следуя за потребностями людей, сделать тротуар. С транспортом – та же история. Развивая интеллектуальные транспортные системы для высокотехнологичных и сверхумных беспилотников, нужно не забывать про велодорожки, потому что велосипед и другие альтернативные средства передвижения вроде моноколеса или электросамоката – такой же полноправный транспорт будущего. В Копенгагене, Токио, Барселоне, Амстердаме и многих других городах велосипедов на улицах уже сейчас не меньше или даже больше, чем автомобилей.

– На чем, по-вашему, стоит сделать главный акцент?

– Я думаю, фокусироваться нужно не на «обертке», не на имиджевых решениях, а на самом важном: на безопасности и экологичности. В погоне за количеством электробусов нужно не забывать работать над их аккумуляторами. Свалки литиевых элементов питания, которые могут стать реальностью через 10 лет, точно не добавят здоровья планете. А вкладывая деньги в умные остановки, стоит задуматься: не вложить ли эти средства в оснащение подвижного состава сенсорами столкновения? Ведь, ратуя за отмену ограждений вдоль улиц, никто не захочет взять на себя смерть ребенка, выбежавшего под колеса.

– Рассуждая об инновационных средствах передвижения и обслуживающих их специалистах, нужно учесть и еще один фактор развития: воспитание пассажира. Транспорт будет подстраиваться под неосторожных людей или потребует повышения культуры пользования?

– Неаккуратное управление городским транспортом в перспективе будет сначала скорректировано системами помощи водителю, а затем и вовсе устранено (когда водитель исчезнет из автобуса). Но что будет с пассажирами? Уже сейчас чувствуется нехватка школьного образования в части безопасности дорожного движения. А в будущем этот пробел будет только нарастать. Для получения устойчивого снижения аварийности в будущем необходимо менять не только городскую среду, но и сознание пользователей этой среды.

– Для подобных изменений потребуются годы работы…

– Да! И здесь возникает последний (а на самом деле – первый) фактор успеха будущего: включать умы и давать им обмениваться идеями и видением. На вопрос, как сделать транспорт комфортным и безопасным, типичный перевозчик скажет что-нибудь вроде: «Никак! В этой отрасли всегда было неудобно и небезопасно». Или: «Дайте денег, чтобы хватало и на водителей, и на автобусы, и мне что-то осталось». И в чем-то он будет прав. На тот же вопрос типичная администрация ответит: «Нужно сменить перевозчиков и перерисовать маршруты». В этом будет доля истины. А пассажир ответит: «Сделайте транспорт бесплатным и с кондиционером». И тоже будет по-своему прав. Но шанс на создание чего-то стоящего появляется только у тех городов, где все заинтересованные стороны слушают и слышат друг друга, умеют принимать совместные решения и действовать аккуратно, но быстро – без бюрократии и проволочек.

В завершение изложу сугубо личное видение того, какой общественный транспорт можно получить в типичном городе с населением до 1–1,5 млн человек, если учесть эти и иные здравые идеи. Мне представляются логичными следующие этапы развития событий – от самых первоочередных к более отдаленным.

– Внедрение комплексных систем организации дорожного движения, учитывающих все сферы городской мобильности.

– Выделенные полосы для общественного транспорта и такси.

– Выделенные полосы для велосипедов и транспорта альтернативной мобильности.

– Широкая сеть прокатов велосипедов и электросамокатов, частичное или полное закрытие исторических центров городов для автомобилей.

– Оснащение в рамках ИТС сенсорами и камерами не только транспорта, но и улиц.

– Полномасштабное возвращение троллейбусов и трамваев (после адекватной оценки пассажиропотоков).

– Беспилотный транспорт на простых, коротких маршрутах.

– Выделение пространств под посадку грузопассажирских дронов с предварительной подготовкой информационно-технической базы для них.

– Практически полный отказ от углеводородного топлива.

– Автоматический транспорт всех видов с полной автономностью.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions