+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.05.2020 14:03:44
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Возможная приостановка и сдвиг сроков: что будет с проектом Северомуйского тоннеля – 2 после смерти Дмитрия Босова?

6 мая покончил с собой российский предприниматель Дмитрий Босов – создатель и совладелец группы «Сибантрацит» и УК «ВостокУголь». В прошлом году он занял 102-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes с состоянием $950 млн, в текущем – 86-е место с состоянием $1,1 млрд.
Одним из масштабных проектов, реализуемых по инициативе компании «Сибантрацит», планирующей удвоить добычу угля, является проект строительства Северомуйского тоннеля – 2. Группа «Сибантрацит» выступила с предложением построить тоннель без привлечения госфинансирования. Называлась сумма инвестиций в размере 60 млрд руб.

Руководство компании неоднократно подчеркивало, что Северомуйский тоннель – 2 решит острую проблему нехватки пропускных возможностей РЖД в направлении Дальнего Востока. Напомним, что существующий Северомуйский тоннель был введен в эксплуатацию в 2003 году и позволяет пропускать не более 16 пар поездов в сутки. Строительство нового тоннеля даст возможность увеличить ежегодный объем перевозок с 16 млн до 100 млн т. Это расширит доступ на премиальные рынки АТР для российских экспортеров. Запуск Северомуйского тоннеля – 2 будет способствовать улучшению социально-экономического положения Республики Бурятии, отмечают в компании.

Недавно стало известно о том, что работы по проекту строительства Северомуйский тоннель – 2 приостановлены до окончания пандемии. Никакого официального заявления от компании не последовало. 

Комментируя дальнейшую судьбу второго Северомуйского тоннеля, эксперты называют его, прежде всего, амбициозным и требующим серьезной предварительной проработки, а также напоминают о других важных проектах компании «Сибантрацит»: планировании повысить добычу антрацита до 58 млн т к 2022 году, строительство дополнительного угольного терминала в порту Восточный мощностью 15 млн т в год, приобретение долей в порту Вера и в открытом порту Находка, а также предложение за счет собственных средств построить объекты федеральной морской инфраструктуры и расширить железнодорожные подходы на транспортном узле Находка – Восточный, добыча угля в заполярном Таймыре и т. д.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов не ожидает возобновления строительства Северомуйского тоннеля – 2 до конца года. «Сейчас членам семьи Д. Босова, в частности его вдове, занимающей пост коммерческого директора «Сибантрацита», предстоит разобраться с реальным состоянием его активов и претензиями контрагентов (далеко не секрет, что к «Сибантрациту» и другим компаниям Д. Босова было подано немало исков)», – высказывается он.

Кроме того, эксперт говорит о возможном пересмотре необходимости осуществления и других инвестиционных проектов: освоения Сугодинско-Огоджинского угольного месторождения в Амурской области, создания порта Вера в Приморском крае и др. «Для их претворения в жизнь тоже нужны немалые деньги. Поэтому совершенно очевидно, что строительство Северомуйского тоннеля – 2 в лучшем случае сдвинется на 1–2 года, в худшем же вообще не возобновится, если финансовое положение «Сибантрацита» и связанных с ним активов окажется негативным», – считает Л. Хазанов.

Уход из жизни Д. Босова может отрицательно сказаться на судьбе всех проектов группы «Сибантрацит», но при правильном построении корпоративного управления имеющийся в группе совет директоров должен до минимума снизить влияние такого неприятного события для юридического лица, говорит сооснователь логистической компании STS Logistics Владимир Дорохов. По его мнению, в такой ситуации смерть мажоритарного акционера компании будет серьезной проверкой для команды членов совета директоров и в первую очередь для его председателя Дмитрия Ага.

«Несмотря на информацию о начале строительства, больших капиталовложений и активности в реализации проекта до настоящего времени там не наблюдалось. Как минимум, сейчас есть формальная причина приостановки в виде необходимости соблюдения коронавирусного карантина. Далее, скорее всего, сроки будут смещены, но это будет зависеть от системы принятия решения в компании и активности совета директоров», – отмечает В. Дорохов.

Эксперты-экономисты настаивают на том, что проектное финансирование – это в первую очередь четкая и грамотно проработанная структура сделки, так как строительство масштабных проектов такого рода всегда сопряжено с большими рисками, нести которые в одиночку просто невозможно.

«Если брать во внимание тот факт, что строительство первого Северомуйского тоннеля заняло более 25 лет, при этом строительство неоднократно останавливалось, в том числе и из-за повышенной сложности проводимых работ: строительство объекта проходило в сейсмоактивной зоне, наличие нескольких тектонических разломов, при этом, согласно публичным данным, на момент начала строительства геологическое состояние хребта было неизвестно», – отмечает эксперт группы рейтингов проектного финансирования и инфраструктуры АКРА Альфия Васильева.

По ее мнению, это классический пример того, как проект может затянуться на многие годы, если не просчитать вдоль и поперек все риски до начала реализации проекта.

Любые риски, связанные с возможными акционерными конфликтами при реализации проекта, особенно когда он находится на инвестиционной стадии, согласно методологии компании, могут иметь негативное влияние на кредитное качество проекта. При этом степень этого воздействия напрямую зависит от особенностей структуры каждого проекта: контрактных условий, проработанности бюджета, запаса прочности, наличия инструментов хеджирования рисков (например, валютных, что особенно актуально сегодня), условий привлечения долга и его последующего обслуживания и т. д.

«Пандемия и смерть одного из ключевых лиц, инициировавших реализацию проекта, в пессимистичном сценарии может привести к изменению изначально заложенных в бюджет проекта предпосылок и, как следствие, повлечь за собой удорожание проекта, а также увеличение сроков строительства, если такой стресс-сценарий не был заложен при планировании бюджета проекта и не были предусмотрены различные инструменты минимизации последствий его реализации (резервы ликвидности, инструменты хеджирования валютных рисков и т. д)», – подытоживает она.

Добавим, что в пресс-службе компании «Сибантрацит» пока не смогли оперативно прокомментировать запрос редакции.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions