От полувагонов до цистерн
Капитальный ремонт подвижного состава упал до минимальных значений с начала года. В ноябре капитально отремонтировано лишь 1,1 тыс. вагонов, тогда как годом ранее – около 8 тыс. Стоит сказать, что также сократился деповской ремонт, но не столь существенным образом. В ноябре в объеме ДР оздоровлено 23,2 тыс. вагонов, что на 23,6% меньше прошлогоднего значения.
Безусловно, на падение капитального ремонта повлияли регуляторные изменения. Согласно телеграмме ОАО «РЖД», с 5 января 2025 года ужесточался контроль за допуском на инфраструктуру из капитального ремонта полувагонов, с 19 мая – крытых вагонов и хопперов, с 1 сентября – платформ. В монополии объясняли усиление мер тенденцией невыполнения предприятиями полного объема работ по программе КР, а также снижающимся качеством вагоноремонтных услуг, что влияет на надежность и безопасность движения.
В итоге за 10 месяцев капремонт полувагонов упал к прошлогоднему уровню почти в 20 раз, крытых вагонов – в 3 раза, хопперов – более чем на четверть, а платформ – на 27,8%.
Минимальное падение, менее 10%, наблюдалось по цистернам. Но с 1 ноября РЖД усилили контроль и за ними.
Если в октябре было отремонтировано 2,7 тыс. цистерн, то по оперативным данным за ноябрь – не более 100, проинформировал руководитель проектов (аналитика и консалтинг) ROLLINGSTOCK Agency Александр Слободяник.
По его словам, о телеграмме РЖД, предписывающей усиленный контроль за приемом цистерн из ремонта, было известно давно, поэтому последние месяцы собственники старались побольше отремонтировать вагонов. С августа КР цистерн начал заметно расти, а в октябре его объем даже превысил прошлогодний уровень. Естественно, ноябрь не избежал обвала.
Всесторонний вопрос
Сегодня складывается ситуация, когда собственнику, исходя из экономической целесообразности, проще не эксплуатировать вагон, чем отдать его в КР. Обеспокоенность этой тенденцией высказали участники конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которую на прошлой неделе провел РЖД-Партнер.
На невыгодность ремонтов при профиците подвижного состава влияет дороговизна, усложнение процедур КР, увеличение простоя. По мнению, руководителя Информационного центра операторов Николая Михайлова, данная ситуация создает серьезный стратегический риск: когда избыток парка сменится дефицитом, для ремонта необходимого объема вагонов может просто не хватить производственных мощностей.
С точки зрения требований, уточнил директор по развитию СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Дмитрий Шпади, ничего не изменилось, просто тот контроль, который был заложен в документации, стал соблюдаться.
По его словам, операторское сообщество понимает и готово соблюдать нормативно установленные условия при выпуске парка из плановых видов ремонта, но вопрос требует всестороннего подхода.
«Почему вагон попадает в плановый ремонт в таком состоянии, в котором требуется его восстановление до чертежных размеров и т. д. Давайте смотреть на выпуск вагонов с терминалов, где их, по сути, гробят грейферами при выгрузке и т. п. Мы готовы соблюдать требования ремонтных документов, но мы требуем соблюдения требований содержания вагона в эксплуатации. Мы же туда отдаем вагон нормальным», – обращает внимание Д. Шпади.
Как сообщили РЖД-Партнеру в управлении государственного железнодорожного надзора Ространснадзора, согласно требованиям ФЗ №17, подвижной состав, предназначенный для перевозки по железнодорожным путям общего пользования, должен соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации.
«При выявлении в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе без взаимодействия с контролируемым лицом, признаков нарушений обязательных требований управлением принимаются соответствующие меры государственного реагирования в виде выдачи предписания или объявления предостережения», – отметили в ведомстве.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



