Изменится практика применения статьи 16.1 КоАП РФ
Перевозчик в соответствии со статьей 16.1 КоАП РФ несет ответственность за сокрытие товаров, за сообщение недостоверных сведений о них и так далее. В последнее время, по словам А. Кизерева, практика привлечения к административной ответственности перевозчиков по данной статье складывалась для бизнеса, скорее, положительно. Изменения в тенденцию могут внести часть положения ФЗ № 140 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые возлагают дополнительные обязанности на экспедиторов и перевозчиков.
«Я думаю, что практика будет пересматриваться, потому что, на мой взгляд, все дополнительные требования к экспедиторам и перевозчикам – рентген-установки, собаки, уведомления – конечно, будут оцениваться в рамках тех действий, которые будет проводить таможня при привлечении к ответственности», – прокомментировал А. Кизерев.
Новое для диспетчеризации ДТ
Эксперт обращает внимание на то, что в новом году ждет запуска диспетчеризации ДТ (деклараций на товары). Приказ Минфина от 8.04.2025 года № 45н подразумевает два этапа изменений, которые могут повлиять на логистику.
Наиболее значимое изменение ожидается с 1 марта 2026 года – оно отменит принцип подачи декларации по видам транспорта и территориальной регистрации декларанта.
«Независимо от того, пришел ли товар морем, железной дорогой, автомобильным транспортом, декларация будет улетать рандомно в любой таможенный орган – в любой из 16 центров электронного декларирования (ЦЭД)», – комментирует спикер.
На движение товаропотоков и маршруты это не повлияет, считает он, но риски могут крыться в разночтениях правоприменительной практики в разных ЦЭДах. Это создаст неопределенность для бизнеса, непредсказуемость результатов контроля повлечет за собой необходимость закладывать дополнительные время и затраты в логистику. Из позитивных моментов, о которых говорят ФТС, – равномерная нагрузка на ЦЭДы, минимизация влияния нештатных ситуаций, продление временного окна подачи декларации и так далее.
«Далее, скорее всего, будет ослаблена роль выбора поста под практику. Ни для кого не секрет, что сейчас участники подстраивают выбор места таможенного оформления под место своего нахождения. Роль этого фактора, скорее всего, в ближайшее время будет нивелирована», – прогнозирует А. Кизерев.
Будущее при СПОТ
Еще один документ, вступление которого может повлиять на распределение товаропотоков, – введение системы подтверждения ожидания товаров (СПОТ).
Система вводится распоряжением Правительства РФ от 10.11.2025 № 3213-р. В тестовом режиме – с 1 апреля, в рабочем – с 1 июля. Новеллы, вводимые распоряжением, – подача импортером документа о намерении ввезти товар и внесение обеспечительного платежа.
Влияние этих изменений сложно спрогнозировать, хотя после утверждения концепции определенные контуры сформировались, говорит А. Кизерев: «В первую очередь СПОТ будет распространяться на товары, ввозимые из Евразийского союза. Заявленная цель – это пресечение серого импорта. В дальнейшем возможно перераспределение потоков от множества мелких к более крупным и «белым» импортерам. Авансовая уплата НДС, усложнение администрирования – все это чувствительно для субъектов малого и среднего бизнеса, поэтому можно прогнозировать усиление концентрации импорта у более крупных игроков, сокращение числа мелких импортеров. Более долгие эффекты – ужесточение требований к синхронизации логистики и данных и возможная миграция потоков, появление обходных маршрутов и новых схем».


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



