+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.05.2020 13:48:02
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Потери некоторых компаний, организующих внутренний водный туризм, могут дойти до 100% в 2020 году

Президент России Владимир Путин по итогам совещания с представителями промышленности и транспорта РФ выделил пять системных решений по дальнейшей работе по разработке мер поддержки транспортной отрасли. В их число входит внесение в перечень отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии, внутреннего водного транспорта. В ходе совещания были внесены предложения и по конкретным мерам поддержки.
По словам российского предпринимателя Романа Троценко, прошедший период показал, что у пассажирского транспорта есть четыре особенности существования в период пандемии. Первое – он раньше всех начинает реагировать сокращением пассажиропотоков и позже всех восстанавливается: обычно выход из таких кризисов занимает до 2 лет. Второе – в структуре затрат транспортной отрасли основную часть занимает лизинг, выплата банковских процентов и заработной платы. Третье – транспорт не может сократить собственные издержки пропорционально падению пассажиропотока, то есть экипаж судов и состав работников в порту обеспечивают 1 тыс. пассажиров и одного пассажира в час одинаковым количеством работающих. И последнее – российский морской и речной транспорт имеет ярко выраженный сезонный характер и должен за 5 месяцев заработать средства для того, чтобы дожить до следующей навигации, то есть до весны 2021 года. Однако из-за переноса начала навигации в круизном пассажирском судоходстве выручка уже упала на 95% за счет полного отказа зарубежных фрахтователей и туристов от выхода в навигацию 2020 года. Это значит, что следующую выручку некоторые предприятия начнут получать только в марте 2021-го.

Виктор Олерский, глава совета директоров круизной компании «Водоходъ», согласился с размерами описанного кризиса: «У нас уже отменены рейсы в мае, очевидно, июнь, июль, и для большей части флота точно эта навигация уже не состоялась». Так как внутренний водный туризм подразумевает сезонность работы, компаниям приходится нести значительные расходы на ремонт флота, закупки топлива, выплату заработной платы в зимний период, а основная выручка, естественно, приходится на летний сезон. «Сегодня эта выручка равна нулю», – подчеркнул В. Олерский.

Представители отрасли предложили ряд мер поддержки. Первая из них – принятие решения о предоставления прямого субсидирования расходов на фонд оплаты труда и содержание имущественного комплекса судоходных компаний до весны следующего года. Общий объем платежей по ФОТ вместе с ЕСН и с лизингом составит 4,7 млрд руб. Также стоит отметить, что предприятия транспорта связаны друг с другом, и неплатеж судоходной компании порту приводит к неплатежам за ремонтную деятельность и поставку ЗИП. «Важным является формирование устойчивых цепочек. Предлагается внедрить систему выдачи государственных гарантий, когда каждое предприятие знает лимит, который устанавливается отраслевым министерством исходя из физических объемов перевозок пассажиров, скажем, в 2019 году. И при необходимости предприятие может обратиться за этим лимитом, который регистрируется в казначействе, и по этому лимиту получить коммерческий кредит», – предложил Р. Троценко. Он отметил, что меры по снижению уровня резервирования на 6  месяцев, которые приняты сейчас Центральным банком, недостаточны, поскольку для многих транспортных предприятий экономическая ситуация через 6 месяцев будет выглядеть даже тяжелее, чем сегодня. Он предложил продлить систему госгарантий на 3 года. Акции предприятий, которые не смогут рассчитаться по госгарантиям, перейдут через 3 года государству для покрытия расходов бюджета. «Как вы помните, подобная мера, отработанная в 2010 и 2011 году, по выкупу акций компаний, попавших в затруднительное положение на фондовом рынке, привела к тому, что все компании рассчитались по этим кредитам в конечном счете, потерь не было», – подчеркнул Р. Троценко.

Третья предложенная мера относится к задаче наращивания доли гражданских заказов в судостроении. По словам эксперта, не каждый судовладелец готов положиться на то, что государство будет последовательно субсидировать процентную ставку по кредитам и лизингам в течение 10 или 15 лет. «Есть простой, положительно зарекомендовавший себя инструмент, который мы можем использовать шире, – это лизинг с фиксированной ставкой, эквивалентной ставкой ныне действующим с учетом субсидирования. То есть компания заключает с лизинговой компанией контракт, по которому она знает ставку лизинга на весь период строительства и эксплуатации объекта. Для того чтобы данный инструмент заработал, необходимо докапитализировать лизинговые компании и прекратить использование инструмента субсидирования ставок для вновь заключенных контрактов. Подчеркиваю, что средства на докапитализацию лизинговых компаний – это средства возвратные, и они не являются расходными обязательствами бюджета», – озвучил своё предложение Р. Троценко.

Также было предложено полностью освободить путевки на круизные суда, продаваемые иностранным туристам, от налога на добавленную стоимость. Это может поддержать въездной туризм в период его восстановления, который ожидается в 2021–2022 гг. В. Олерский добавил, что восстановление въездного пассажиропотока простимулировало бы также принятие законопроекта о возможности использования электронной визы. На данный момент планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2021 года. «Было бы неплохо, если бы он начал действовать с 1 июля. Тогда бы те, кто хочет посетить Российскую Федерацию, могли раньше начать планировать свои поездки», – предложил В. Олерский.

В ходе совещания была также отмечена проблема кассовых разрывов. В частности, был рассмотрен вопрос возмещения акцизов на бункерное топливо. «Для нас очень важно аккуратное, своевременное возмещение НДС при экспорте транспортных услуг. И мы бы предложили хотя бы на год внести поправки в Налоговый кодекс, потому что сегодня у нас возмещение проходит по факту использования, а не по факту закупки. И вот смотрите: мы купили сейчас топливо уже на этот год, эта навигация не состоится. Естественно, мы будем его использовать в следующем году. Таким образом, мы можем возместить акциз только осенью следующего года. Для нас это существенный кассовый разрыв», – рассказал В. Олерский.

Отдельно была отмечена необходимость обеспечить достаточность средств для субсидирования судостроения. «Это действительно вселит уверенность в настоящих и будущих заказчиков, что можно и нужно строить суда на российских верфях. И конечно, нужно держать в полном порядке дорогу, водную дорогу, независимо от того, хорошие, плохие времена, не ухудшая ее параметры», – подвел итог В. Олерский.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions