+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.04.2022 08:59:45
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Обуза для РЖД? Чем закончилась история GEFCO в России

Компания GEFCO заявила о намерении выкупить 75% своих акций у ОАО «РЖД». Причина – санкции, введенные против РФ. Сделка одобрена наблюдательным советом компаний, но еще окончательно не завершена, поскольку у самой компании для этого недостаточно средств.
Ожидается, что конечным приобретателем всей компании станет оператор контейнерной линии CMA CGM. По данным французской газеты Les Echos, покупатель заплатит за GEFCO около €450–500 млн. Во столько оценен пакет ОАО «РЖД» вместе с 25% акций, принадлежащих компании Stellantis N. V., штаб-квартира которой расположена в Амстердаме.

Как утверждает газета, ОАО «РЖД» пыталось выйти из капитала GEFCO с 2021 года. Однако процесс попал под мониторинг правительства Франции. По словам министра промышленности Франции Аньес Панье-Рунахер, было выдвинуто требование, чтобы новые владельцы предоставили план дальнейшего развития для защиты бизнеса GEFCO по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Дорогой бренд

Напомним, что GEFCO по своей сути является логистическим оператором национального автопроизводителя Peugeot, бренд которого после объединения с Fiat-Chrysler трансформировался в Stellantis. В штате GEFCO – 11,5 тыс. сотрудников в 47 странах мира.

Первый шаг в реализации сделки уже сделан: Stellantis объявила о продаже своей доле в капитале GEFCO S. A. группе CMA CGM. Однако дальнейшая процедура может затянуться, поскольку Еврокомиссия хотя и разрешила в виде исключения CMA CGM немедленно приобрести часть капитала GEFCO, тем не менее для завершения сделки потребуется ждать окончательного одобрения. Решение по этому поводу Еврокомиссия обещала принять в ближайшие месяцы.

Генеральный директор CMA CGM Родольф Сааде приветствовал это приобретение, однако не стал уточнять детали приобретения актива у ОАО «РЖД» и умолчал о стоимости покупки. Поэтому озвученная сумма – это оценка экспертов. Причем они не забыли уточнить, что в конце 2012 года ОАО «РЖД» выложило за свою долю в GEFCO €800 млн, а по состоянию на июнь 2021 года стоимость GEFCO превысила €1,5 млрд. Ее выручка в 2021 году от перевозки новых автомобилей оценивалась в €4,2 млрд.
В дальнейшем стоимость GEFCO может увеличиться, поскольку новый владелец планирует интегрировать французскую компанию в швейцарскую логистическую группу CEVA. Последняя, в свою очередь, специализируется на перевозках автомобилей. Таким образом, после интеграции на рынке появится компания CEVA Logistics, которая продолжит свой рост во всем мире и укрепит свое присутствие на некоторых ключевых рынках, особенно во Франции и Европе, подчеркнул представитель CMA CGM.

Покупатель доволен

Стоит добавить, что ОАО «РЖД» пыталось продать GEFCO еще раньше – в 2017 году. Правда, тогда была выдвинута идея продажи акций частями – через IPO. Однако от подобной идеи пришлось отказаться, поскольку подобный вариант не мог быть одобрен в ЕС. В итоге в 2021 году правительство РФ отредактировало планы. В новом постановлении убрали формулировки и про IPO, и лимит продажи.

Сейчас стало известно, что уже тогда проявляли интерес CMA CGM, CAT, а также фонды Anchorage и DK. Но после введения британских санкций против ОАО «РЖД» в марте 2022 года GEFCO в силу сложившихся обстоятельств сама стала искать покупателя на российский пакет. И в этом ее поддержало правительство Франции , поскольку формально санкции не затрагивали деятельность французской компании, сообщила Les Echos.

Вместе с тем в 2022 году условия сделки изменились. У GEFCO возникли сложности с банковскими структурами, страховыми компаниями и поставщиками, клиенты стали отказываться от продления контрактов. Кроме того, IATA отозвала у нее лицензии, фактически лишив возможности осуществлять перевозки грузов воздушным транспортом.
ОАО «РЖД» было вынуждено согласиться на ускоренную продажу, как полагает Les Echos.

Для чего приобретали GEFCO

В 2012 году приобретение нового актива, уточним, увязывалось в то время с созданием в перспективе международного железнодорожного логистического оператора ОТЛК, которую после передачи ей всех активов в ОАО «РЖД» оценили в $3,5 млрд. При этом чистая прибыль компании в 2015 году ожидалась в $400 млн, выручка – на уровне $1,6 млрд. К 2020 году эти показатели планировалось увеличить соответственно до $900 млн и $5,8 млрд.

Данный бизнес-план получил положительную оценку Минэкономразвития и Минтранса России. При этом отмечалось, что в ОАО «РЖД» использовали опыт GEFCO. Причем, как отмечало ее руководство, реализация проекта могло обеспечить более эффективное использование ресурсов железных дорог, а также улучшить координацию планов по перевозкам.

При создании ОТЛК не предполагалось, что GEFCO составит ей конкуренцию. Ведь в задачи последней не входило управление грузовыми вагонами и терминалами в зоне ответственности ОАО «РЖД». Наоборот, GEFCO планировалось вовлечь в оказание комплексных услуг на Едином экономическом пространстве (России, Белоруссии и Казахстана). Это должно было создать условия для того, чтобы национальные железнодорожные компании трех стран могли получить дополнительные доходы от использования инфраструктуры и дивиденды от владения акциями ОТЛК.

Иными словами, предполагалось благодаря всем этим мерам наполнить МТК Запад – Восток и Север – Юг дополнительными грузопотоками. На тот момент заявлялось, что потенциал этих коридоров был реализован менее чем на 1% в транзите. Это объяснялось отсутствием у ОАО «РЖД» опыта в сфере глобальной логистики и взаимодействия с частными операторами на нем.

Между тем GEFCO обладала практическим опытом в реализации LLP и 4PL-решений, располагала возможностью проведения экспертизы в организации разных видов перевозок и таможенном оформлении в регионах мира. Это позволяло выполнить нестандартные задачи, предъявляемые клиентами – в т. ч. по аутсорсингу сервисов в рамках цепочек поставок предприятий.

У GEFCO имелась своя ИT-система, позволявшая автоматизировать выполнение операций внутри обширной логистической сети. ОАО «РЖД» в итоге при создании своих бизнес-блоков, связанных с логистикой и предоставлением терминально-складских услуг, многое позаимствовало у GEFCO.
В итоге синхронизация двух проектов – создания ОТЛК и интеграция логистических бизнес-блоков с GEFCO – должна была принести синергетический эффект за счет скоординированного развития транспортных активов и внедрения передовых логистических технологий, а также привлечения клиентской базы на маршрутах Азия – Европа.

Планы были глобальные. Что в итоге?

Как видим, идеи были глобальные. А в итоге – сформировалось ООО «Жефко Россия», которое нашло свою нишу на российском рынке логистики и сформировало свой портфель заказов. Был реализован ряд проектов с «ТрансКонтейнером».

Однако со сменой руководства изменилось и отношение к GEFCO . Его признали непрофильным для железнодорожного перевозчика активом. И начали готовить его к продаже.
Одной из причин называлось сокращение продаж машин марки Peugeot и Citroen, собранных в Калуге. В ОАО «РЖД» стали говорить о том, что для перевозок 10 тыс. машин по российской территории располагать обширной сетевой структурой GEFCO как бы и ни к чему. Ниша LLP и 4PL-проектов в РФ тоже оказалась не очень-то востребованной. А выход ОАО «РЖД» на рынки ЕС в последние годы сильно ограничили.

Тем не менее говорить о том, что бизнес GEFCO в целом стал обузой для ОАО «РЖД», некорректно. Ведь GEFCO получала финансовую помощь от французского правительства. Да и сам факт слияния Fiat Chrysler и Peugeot Citroen, в результате которого получился автогигант Stellantis, говорит о многом. Во Франции, во всяком случае, постарались создать все условия, чтобы GEFCO держалась на плаву. И эта задача уж точно будет выполнена.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions