• Ставка на полувагон
    2100
    5 %
    руб./сут.
    Январь 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.71 0 EUR ЦБ РФ 79.57 0
    BTC 23309.12 usd BTC 1774523.31 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2022 11:53:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На сети предложили сформировать единый тариф на инфраструктуру, а также выделить локомотивную и топливно-энергетическую составляющую

Альтернативный подход к формированию тарифной системы железнодорожного транспорта во время делового семинара «Тарифообразование на железнодорожном транспорте в новых условиях: тарифы РЖД и ставки операторов» представил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
На сети предложили сформировать единый тариф на инфраструктуру, а также выделить локомотивную и топливно-энергетическую составляющую
В настоящее время обсуждаются новые подходы к формированию грузовых железнодорожных тарифов. И ОАО «РЖД» на различных площадках продвигает новые подходы к тарифам, включая отказ от среднесетевой себестоимости.

«Текущая система ценообразования требует современных подходов. Тарифная нагрузка на бизнес не стимулирует рост объемов перевозок. Исходя из тех соображений, что высказывает ОАО «РЖД», мы понимаем, что сегодня не заинтересовано в создании прозрачного тарифного инструмента. Декларируемые подходы не отвечают требованиям рынка», – отмечает П. Иванкин.

НИЦ перевозок и инфраструктуры предлагает тарифную модель, которая привязывается к конкретному маршруту перевозки.

В частности, нужно выделить три составляющих тарифа – единый тариф на инфраструктуру (и для грузовых перевозок, и для пассажирских), локомотивный и топливно-энергетический тариф.

Единый тариф на инфраструктуру будет включать в себя все затраты, которые несет инфраструктура в целом. Таким образом, предполагается повысить прозрачность системы.

«Для инфраструктурного тарифа мы предлагаем использовать в первую очередь расстояние перевозки по Тарифному руководству № 4. В дополнение к этому предлагаем некий документ под названием «маршрутная карта», которая утверждается ФАС России и Минтрансом России и по которой будут определены кратчайшие и оптимальные маршруты. Мы сегодня знаем, что не всегда по кратчайшему расстоянию можно вовремя или правильно доставить грузы. Сегодня РЖД сами определяют кружности движения. Необходимо будет их прописать, чтобы при организации перевозки в самом начале у грузоотправителя была возможность выбора – по маршрутной карте он едет по кратчайшему расстоянию с определенными рисками или он едет по оптимальному маршруту с соответствующими оговорками», – рассказывает П. Иванкин.

Сроки доставки оставляются в сутках. Для расчета тарифа необходимо определяться по маршруту перевозки, протяженности электрифицированных и тепловозных участков, количеству главных путей, системе СЦБ и связи, пропускной и провозной способности, наличию искусственных сооружений. Все это влияет на формирование инфраструктурного тарифа для грузовладельца.

«Также важно для инфраструктурного тарифа должно быть направление перевозки. Мы должны понимать, куда мы едем в четном-нечетном направлении. Соответственно, нас интересует профиль пути, наличие подталкивания, наличие двойной тяги и интенсивность движения. Отдельно формируются затраты на начальных и конечных операциях, которые зависят от маршрута перевозки и от условий на начальных и конечных станциях», – добавляет П. Иванкин.

В целом по инфраструктурному тарифу затраты по хозяйствам группируются по линейным объектам, привязываются к станциям, локомотивным депо и т. д.

Вторая составляющая – локомотивный тариф – будет полностью аккумулировать в себе все расходы, связанные с эксплуатацией локомотивной тяги. Выделение локомотивной составляющей не означает выделение услуги по предоставлению локомотивов в приватный сегмент. Это также,. по расчетам, приведет к повышению прозрачности расчетов.

В локомотивную часть входит электровоз переменного тока, электровоз постоянного тока, тепловоз, расходы на локомотив по контракту жизненного цикла, расходы основного локомотивного депо, расходы оборотного локомотивного депо, расходы на локомотивную бригаду, включая пункты оборота и отдыха и прочие расходы.

Расчет локомотивной составляющей осуществляется по правилам тарифа за пользование: ставка за пользование на количество суток.

В третью составляющую тарифа – топливно-энергетическую часть – эксперты относят затраты на электроэнергию, тягу поездов и соответственно на топливо, которое идет на тягу поездов. Предполагается, что выделение и концентрация затрат на топливо и электрическую энергию на тягу поездов в рамках одной составляющей позволит повысить прозрачность данной категории расходов. Кроме того, создаст возможность клиенту поставлять топливо или электроэнергию самому.

«Выделение топливно-энергетической части нам позволит четко увидеть, сколько расходов несет монополия на тягу поездов в каких регионах. В принципе у нас есть данные, по какой цене сегодня идет закупка топлива и электроэнергии, в каких регионах и в каком объеме. Но какая часть из этого идет на тягу поездов, прямых расчетов нет», – комментирует П. Иванкин.

Топливно-энергетический тариф зависит от протяженности участков с переменным током, с постоянным током, с тепловозным обслуживанием, протяженности участков с газовым топливом, с повышенным расходом ресурсов, стоимости киловатт-часа по зонам потребления и стоимости одной единицы условного топлива по зонам потребления.

«Эта система инфраструктурного тарифа позволяет привязывать ее к расчету стоимости перевозки и пассажирских, и пригородных, и любых грузовых поездов. На нее мы можем «нанизывать» и классность, и приоритетность груза в зависимости от того, какие коэффициенты мы к ней применяем. И дальше мы определяем источник компенсации выпадающего дохода. Будет это за счет увеличения объемов перевозки или за счет компенсации со стороны государства? Возможны варианты. Но по крайней мере, когда система ценообразования формируется по принципу «просто – ясно – прозрачно», в дальнейшем имеем возможность выходить на государственные структуры и общаться с грузовладельцами будет намного проще», – резюмирует он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions