Как отмечает автоэксперт, аналитик автомобильного рынка Сергей Логинов, ранее ключевым преимуществом была возможность ввозить автомобиль на физическое лицо, что экономило до миллиона рублей по сравнению с юридическим лицом, которое всегда платило коммерческий сбор. Теперь же эту лазейку устранили: и физлица, ввозящие мощные автомобили, обязаны платить по коммерческой ставке, что фактически уровняло всех игроков. В результате октябрь и ноябрь стали временем ажиотажного спроса и гигантского объема ввоза. «Кто успел, тот успел. Было ввезено большое количество машин под схему с физическими лицами, и эти машины сейчас будут продаваться, вероятно, до весны», — констатирует С. Логинов. Таким образом, текущие стоки в автосалонах и на маркетплейсах — это остатки «дореформенной» эпохи, которые позволят рынку жить по старым ценам условно до конца февраля.
Однако с начала 2026 года покупателей ждет двойной удар, который неизбежно приведет к всеобщему подорожанию. С 1 января вступают в силу повышение НДС и плановое повышение курса рубля. Как прогнозирует С. Логинов, сначала это скажется на новых автомобилях, а через пару месяцев волна докатится и до вторичного рынка. Уже к февралю-марту ожидается рост цен на 10-15% абсолютно на все автомобили. Причина не только в макроэкономике: сокращение ввоза мощных машин (свыше 160 л.с.) из-за утильсбора перенаправит спрос на менее мощные модели, что также подтолкнет их стоимость вверх. «За BMW X5 будешь уже платить 3,5-4 млн – это только утильсбор», — приводит пример С. Логинов, подчеркивая, что итоговая цена таких автомобилей в России начнет приближаться к удвоенной стоимости их покупки в стране-экспортере. Готовности дилеров «поглотить» эти расходы ждать не стоит. Как отмечает операционный директор компании «НЭТ КАРС» Мария Мартыхина, маржинальность, особенно на легковые китайские автомобили, и так минимальна — многие салоны работают с кумулятивной прибылью в 10-50 тысяч рублей с машины. «Дилеры не поглощают и не собираются поглощать никакие сборы. Проще отказаться от продаж китайского сегмента и привозить автомобили по параллельному импорту», — утверждает она. Стратегией станет не снижение цен, а отмена скидок и усиление акцента на кредитных программах и трейд-ин, добавляет руководитель отдела продаж «Юнион Авто» Никита Конопкин. По его мнению, отечественные производители чувствуют себя стабильнее за счёт господдержки, чего нельзя сказать об импортных брендах.
Повышение ставок неминуемо порождает вопрос: не приведет ли это к взрывному росту «серых» схем, например, через страны ЕАЭС? Эксперты сходятся во мнении, что взрывного роста не будет, однако схемы продолжат существовать в адаптированном виде. «Останемся на том же уровне, что имеем сейчас. Доля ввоза продолжит расти, но более медленными темпами», — считает М. Мартыхина. Она напоминает, что в этом году десяткам тысяч людей уже пришли доплаты от таможни за занижение инвойса или мощности, что заставляет всех действовать осторожнее. Н. Конопкин подтверждает, что регулятор активно совершенствует инструменты контроля. С 1 мая 2025 года действует новая методика: при ввозе авто из стран ЕАЭС таможня доначисляет разницу в платежах, если обнаруживает занижение. Также ведется тщательный мониторинг за цепочками перепродаж и синхронизация баз данных между ведомствами.
Особое внимание в дискуссиях уделяется так называемой «белорусской схеме», сулящей экономию до 90% при покупке авто за счет оформления ВНЖ. Эксперты расходятся во мнениях и называют схему малопригодной для массового использования и сопряженной с высокими рисками. «Схема реалистична. Но при таком раскладе россиянин будет иметь белорусские номера всегда, и при перепродаже автомобиля возникнут сложности», — поясняет М. Мартыхина. Н. Конопкин акцентирует правовые риски: для налогового резидента РФ постоянная езда на иностранных номерах является нарушением, а базы фотофиксации России и Беларуси синхронизированы, что сводит на нет анонимность. «Как способ «просто сэкономить» для жителя Москвы или другого региона РФ она несет высокие риски конфискации авто или огромных доначислений от таможни», — резюмирует он. С. Логинов добавляет, что значительную сумму (около 50%) сэкономить можно только при оформлении авто на определенные категории белорусских граждан, например, инвалидов, что делает процесс еще более нетривиальным.
«В итоге серые схемы становятся всё более рискованными, а рынок постепенно адаптируется к новым правилам. Покупателям важно трезво оценивать не только цену автомобиля, но и возможные юридические последствия попыток сэкономить», - резюмирует Н. Конопкин.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



