Баланс цены и качества
О необходимости найти золотую середину в регулировании интересов автовладельцев, страховщиков, станций технического обслуживания по системе ОСАГО говорилось 4 апреля на заседании в Совете Федерации.
Данная тема в настоящее время имеет большой общественный резонанс. С учетом прошлогоднего повышения расценок важно сохранить доступность тарифов ОСАГО для населения (в противном случае возможен массовый отказ от оформления обязательной страховки, и уже сегодня автолюбителю дешевле заплатить штрафы, чем покупать полис) и при этом сделать страхование безубыточным для страховых компаний, подчеркнул сенатор Андрей Кутепов.
В то же время наличие полиса не решает проблем автовладельца, так как часто ему приходится отстаивать интересы в суде. «Стоит вопрос и баланса стоимости полиса, и качества, и оперативности оказания услуги при ДТП», – заявил парламентарий.
По его словам, негативное влияние на ситуацию в страховании оказывает дефицит импортных автозапчастей и существенное увеличение их стоимости. «Рост составил порядка 30–50% в зависимости от запчасти. В таких условиях появляются сложности при восстановительном ремонте, не компенсируются реальные расходы на ремонт транспортных средств при страховом возмещении, появляются трудности при оформлении полиса ОСАГО онлайн», – сказал А. Кутепов.
Страховые организации все же отреагировали в прошлом году на рост запасных частей, уточнил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. «В новых справочниках, которые вышли у РСА, был [закреплен] рост на 28,6%. При этом по отдельным маркам, импортным, он был более существенным», – сказал он.
В конце 2022 года средняя страховая выплата составила 90 тыс. руб., тогда как в 2021-м – 71 тыс.
В то же время актуален вопрос о продлении сроков выполнения обязательств по ремонту машин в тех случаях, когда детали пришли не вовремя, но не по вине станции техобслуживания. Оговоренный законом период 30 дней, за время которого нужно привезти запчасти и сделать ремонтные работы, сегодня зачастую нереален, подчеркивает Е. Уфимцев. В случае нарушения срока начинаются драконовские штрафные санкции, добавил он.
В качестве одной из мер предлагается рассмотреть возможность продления данного срока до 60 дней или же отделить доставку компонентов от ремонта машины.
Берегись автомобиля – 2
Другая проблема, продолжает президент РСА, в том, что на парк старше 10 лет, а такого много в России, новые комплектующие из-за границы сейчас фактически не завозятся. В качестве решения предлагается легализовать возможность ремонта машины б/у запчастями, для чего нужны коррективы в нормативной базе.
Единственно возможный путь, дающий право на применение б/у, восстановленных запчастей, – изменение техрегламента ТР ТС 018/2011, говорит президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, придется дописать большой раздел, связанный с утилизацией транспортных средств, связанный с перечнем узлов/компонентов, установка которых прямо запрещается и может быть разрешена после восстановления в случае прохождения оценки соответствия требованиям безопасности.
Кроме того, нужно принять массу поправок в законодательство о защите прав потребителей. Но даже в этом случае нововведение грозит обернуться новыми проблемами.
«В настоящий момент у нас разборки автомобиля не регламентируются никак. Ходовой автомобиль после угона по заявлению оперуполномоченного живет 3 часа. После этого его разбирают, он оказывается на Аvito. Если мы будем проводить практику [с б/у запчастями] через систему ОСАГО – это в чистом виде легализация преступной схемы», – заявил А. Шапарин.
Количество угоняемых автомобилей может пойти резко вверх, поскольку неизвестно, откуда взята та или иная деталь. К компаниям, которые их реализуют, сегодня нет ровно никаких требований, пояснил эксперт.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.