+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.05.2020 17:01:21
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Автономный, водородный, беспилотный: куда движется петербургский электротранспорт?

Несмотря на объективно сложный для всей транспортной сферы год, общественный электротранспорт Санкт-Петербурга пока не отказывается от внедрения инновационных решений. Специалисты СПб ГУП «Горэлектротранс» подтвердили, что в городе продолжаются процессы модернизации и обновления подвижного состава.

Бесконечный двигатель в миниатюре

Так, в Петербурге развивают крупнейшую в стране сеть троллейбусов с увеличенным автономным ходом (электробусов с динамической зарядкой, УАХ). Их еще называют бесконтактными троллейбусами, так как часть маршрута они могут преодолевать без подсоединения к контактной сети.

Ключевой элемент системы УАХ – тяговые литий-ионные аккумуляторные батареи. Согласно техническому заданию петербургского Горэлектротранса, они позволяют проезжать без подключения к контактной сети не менее 7,5 км (при этом заложенный производителем запас позволяет задействовать автономный ход и на большее расстояние). Зарядка аккумуляторов происходит в динамике, во время движения электробуса в режиме классического троллейбуса с поднятыми токоприемниками. Отсюда и название – электробусы с динамической зарядкой, или in-motion charging.

Всего по типу зарядки электробусы условно подразделяют на три типа: электробусы с медленной зарядкой (overnight charging), электробусы с ультрабыстрой зарядкой (оpportunity charging) и электробусы с динамической зарядкой (in-motion charging). Ключевая особенность последних как раз том, что на зарядку аккумуляторов не требуется дополнительных времени, мощности и инфраструктуры, в этих целях используется уже имеющаяся контактная сеть прямо во время движения по маршруту с пассажирами. В отличие от электробусов с быстрой и длительной ночной зарядками, троллейбусам с УАХ не нужно строительство специальных зарядных станций. «В этом существенное преимущество Петербурга: наш город обладает развитой и хорошо работающей троллейбусной инфраструктурой, которая позволяет быстро развивать уже существующие троллейбусные линии без дополнительных вложений», – подчеркивают в компании. Электробусы с динамической зарядкой также эффективно используют рекуперацию: энергия от торможения идет на восполнения заряда аккумуляторов.

Еще один существенный плюс технологии, используемой в подобных электробусах, – отсутствие вредных выбросов. Для обогрева салона не требуется оборудование на дизельном топливе, который устанавливается на ряде электробусов с иным типом зарядки. Тяговые аккумуляторные батареи, установленные на троллейбусах с УАХ, при необходимости обогревают или охлаждают себя сами, в зависимости от внешней температуры. Отработанные батареи обретают вторую жизнь, например в качестве резервных источников питания в различных сферах городского хозяйства и энергетики.

Первые обсуждения системы УАХ начались в 2011 году. Первое испытание состоялось весной 2013-го. В течение 3 лет на испытаниях в городе на Неве побывало несколько моделей различных производителей, отличающиеся по характеристикам: электробусы с динамической зарядкой, электробус с длительной зарядкой, дуобус (троллейбус с дополнительным двигателем внутреннего сгорания). По итогам испытаний была разработана маршрутная сеть. С декабря 2017 по март 2020 года было открыто восемь маршрутов (№№ 2, 17, 18, 23, 32, 41, 43, 47). На данный момент в парках Горэлектротранса числится 125 единиц ТУАХ. Благодаря появлению в Петербурге электробусов с динамической зарядкой удалось увеличить маршрутную сеть экологически чистого транспорта на 27 км. Перспективная маршрутная сеть предполагает запуск ряда новых маршрутов в разных частях города, в том числе в рамках проекта «Зеленый остров» (на Васильевском острове).

В 2020 году предприятие планирует приобрести в лизинг 35 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Согласно техническому заданию, ТУАХ должны быть оснащены литий-ионными батареями, позволяющими проезжать не менее 10 км без контактной сети, со сроком службы не менее 8 лет. В салоне должно быть не менее 85 мест для пассажиров, из них не менее 26 – посадочных.

Трамваи – пионеры технологий

В части работы с трамваями специалисты СПб ГУП «Горэлектротранс» видят целесообразность и перспективы в развитии городского электротранспорта, базирующегося на энергоустановках на водородных топливных элементах. Привлекательность энергоустановок на водородных топливных элементах (ЭУТЭ) по сравнению с литий-ионными аккумуляторными батареями (ЛИАБ) состоит в том, что заправка ЭУТЭ водородом может быть обеспечена в течение 3–5 мин., в то время как зарядка ЛИАБ требует более продолжительного времени.

В 2019 году специалистами СПб ГУП «Горэлектротранс» и филиала «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» была представлена собственная разработка – действующий макет трамвая, оснащенный новой системой генерации электроэнергии на водородных топливных элементах. Так называемый водородный трамвай был построен в Цехе ремонта трамваев на Московском проспекте и успешно прошел испытания.

Программа испытаний предусматривала возможность работы трамвая как под контактной сетью, так и в режиме автономного хода с использованием водородных топливных элементов, что в перспективе позволит продлевать существующие трамвайные линии без продления контактной сети и строительства тяговых подстанций (по аналогии с троллейбусами с увеличенным автономным ходом). Особенно эффективным, по мнению специалистов предприятия, будет использование водородных трамваев на вылетных линиях и линиях легкого рельсового транспорта. Однако необходимо отметить, что вопрос функционирования транспорта на водородном топливе требует дополнительного законодательного регулирования.

По словам представителя компании, вопрос внедрения трамваев с беспилотным управлением на данный момент не рассматривается. Данный вопрос требует законодательного регулирования, а также проработки в техническом плане, прежде всего, надежных и эффективных систем безопасности.

Однако на взгляд специалистов СПб ГУП «Горэлектротранс», трамвай является наиболее перспективным видом транспортных средств для внедрения беспилотного управления. Процесс может ускориться с расширением количества выделенных полос для общественного транспорта. Внедрение беспилотного транспорта станет возможным только с внедрением надежных систем управления транспортом, а также управления уличным дорожным движением.

«Наиболее безопасным и надежным движение беспилотного трамвая сможет стать только тогда, когда все другие транспортные средства также будут беспилотными, то есть когда действия всех транспортных средств в потоке синхронизированы между собой и подчиняются единым протоколам управления дорожным движением», – подчеркнули в компании.

Пора обновляться

В Петербурге продолжается процесс обновления устаревшего подвижного состава. В 2019 году состоялась поставка 21 трехсекционного полностью низкопольного трамвая модели «Витязь-М» (71-931М), которые начали работу на обновленном маршруте № 60 на юго-западе Санкт-Петербурга. Для удобства водителей трамвай оборудован 12 камерами, не допускающими слепых зон как снаружи, так и внутри. Кроме того, «Витязь-М» оснащен автономным ходом, достаточным для того, чтобы в случае необходимости выйти из-под обесточенного участка контактной сети.

В 2020 году СПб ГУП «Горэлектротранс» планирует приобрести в лизинг 20 сочлененных троллейбусов особо большой вместимости, 35 троллейбусов с увеличенным автономным ходом и 87 классических троллейбусов.

Сочлененные троллейбусы особо большой вместимости будут вмещать не менее 140 человек (не менее 36 посадочных мест). Салон и кабина новых сочлененных троллейбусов должны получить светодиодное освещение. Машины должны быть оборудованы автономным ходом на 150 м, позволяющим отсоединиться от контактной сети и объехать обесточенный участок или заблокированную часть дороги.

Схожие характеристики по оснащению – и у электробусов с динамической зарядкой. Возможности нового вида транспорта за 2 года позволили расширить маршрутную сеть и продлить троллейбусные линии в районы, не оборудованные контактной сетью. Закупаемые в 2020-м году ТУАХ должны быть оснащены литий-ионными батареями, позволяющими проезжать не менее 10 км без привязки к контактной сети (для ТУАХ предыдущих поставок ТЗ предусматривало автономный ход не менее 7,5 км) со сроком службы не менее 8 лет. В салоне должно быть не менее 85 мест для пассажиров, не менее 26 – посадочных.

87 классических троллейбусов также будут отличаться от моделей предыдущих поколений, к примеру, наружным, обвесом из композитных материалов, что снижает эксплуатационные расходы на возможный ремонт после ДТП и увеличивает срок службы машины благодаря коррозионной стойкости.

На данный момент в Санкт-Петербурге полностью самортизированы (обновлены) 63% трамваев и 46% троллейбусов. Все новые закупаемые трамваи и троллейбусы в обязательном порядке выполнены низкопольными. Техническое задание на новый подвижной состав предусматривает, что салоны оснащаются кондиционерами, медиакомплексами, доступом к интернету через бортовой Wi-Fi, зарядными USB-разъемами. Для маломобильных пассажиров предусматривается наличие выдвижных аппарелей, аудиоинформаторов, бегущей строки, а также системы «Говорящий город». Для повышения безопасности и комфорта пассажиров подвижной состав оснащается наружными и салонными видеокамерами, датчиками подсчета пассажиропотока, а также системой электронного контроля оплаты проезда, принимающей карты систем МИР, Visa PayWave и MasterCard PayPass. Специалисты СПб ГУП «Горэлектротранс» в ближайшем будущем планируют переход с односекционных трамваев на двухсекционные.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions