Тренды спроса и предложения: окончание роста после 18 месяцев
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), объем мировых грузовых авиаперевозок в феврале 2025 года сократился на 0,1% в годовом выражении, что стало первым отрицательным показателем с середины 2023 года. С учетом сезонной корректировки спад оказался еще более заметным – минус 0,6% по сравнению с январем.
Общий объем перевозок, по расчетам IATA, составил около 22 млрд тонно-километров (т-км), а после устранения сезонных факторов – 19,6 млрд т-км. В ассоциации подчеркнули, что данные прошлого года были аномально высокими из-за благоприятного сочетания факторов: удлиненного високосного февраля, раннего празднования китайского Нового года, перебоев в морской логистике на фоне кризиса в Красном море, а также всплеска трансграничной онлайн-торговли.
В IATA отметили, что после учета сезонных факторов, включая разницу в количестве дней, объем грузовых авиаперевозок в феврале 2025 года превзошел показатель февраля 2024 года на 3%. В ассоциации подчеркнули, что это свидетельствует о сохранении структурного спроса, несмотря на нарастающую нестабильность в отрасли.
Глобальная география перевозок: Азия удерживает лидерство, Европа теряет позиции
Внутренняя динамика рынков остается неоднородной. Маршруты внутри Азии показали наибольший прирост – плюс 9% по сравнению с февралем 2024 года, позволив этому сегменту обогнать направление Ближний Восток – Азия и занять четвертую строчку в глобальном рейтинге.
Трансатлантические перевозки также продемонстрировали положительную динамику, увеличившись на 4,5%, а маршрут Азия – Европа – на 4,7%, что обеспечило ему статус второго крупнейшего коридора после транстихоокеанского.
В то же время другие направления показали снижение: Европа – Ближний Восток – минус 14,1%, внутриевропейские перевозки – минус 2,3%, Ближний Восток – Азия – минус 6,2%. Эти данные указывают на перераспределение транспортных потоков и изменение логистических приоритетов в условиях глобальных рисков.
Авиаперевозчики начали более гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, ограничивая предложение мощностей. В феврале 2025 года совокупная вместимость сократилась на 0,4%, составив 43,5 млрд т-км, при этом коэффициент загрузки вырос на 0,1 процентного пункта – до 45%.
В международном сегменте доступная грузовая вместимость снизилась на 0,7%. Однако перевозки с использованием пассажирских рейсов – в частности, грузов в багажных отсеках – выросли на 2,4% до 18,9 млрд т-км. Сегодня этот канал обеспечивает уже 56% от общего объема международных грузопотоков, подчеркивая его стратегическое значение в условиях нестабильности.
Тарифная динамика: фрахт дешевеет несмотря на риски
Уже третий месяц подряд ставки на грузовые авиаперевозки продолжают снижаться. По информации IATA, средняя доходность в феврале упала на 6,1% в месячном выражении – до самого низкого уровня за последний год. Это более резкое снижение, чем падение цен на авиационное топливо, которые опустились на 2,1%.
Тем не менее некоторые маршруты сохранили устойчивость. Азия – Европа избежала резкого снижения фрахта, что связывают с морской нестабильностью в Красном море. Маршрут Европа – Северная Америка, напротив, даже продемонстрировал рост ставок: импортеры старались оформить поставки до введения новых таможенных пошлин.
Главной угрозой для рынка остается нарастающая торговая напряженность между США и Китаем. Возобновление жесткой риторики со стороны администрации Трампа, введение дополнительных тарифов и отмена с 2 мая правила, освобождающего от пошлин поставки стоимостью до $800 из Китая и Гонконга, может серьезно ударить по сегменту трансграничной e-commerce – одному из драйверов роста грузовой авиации последних лет.
По мнению главы IATA Уилли Уолша, необходимо немедленно возобновить диалог между странами, чтобы снизить градус неопределенности и не допустить разрушения логистических цепочек.
Экономическая среда: позитивные сигналы на фоне глобальных рисков
Несмотря на внешние угрозы, макроэкономические индикаторы пока демонстрируют устойчивость. В январе промышленное производство выросло на 3,2% в годовом выражении – это лучший результат за два года. Индекс деловой активности в производственном секторе (PMI) в феврале достиг отметки 51,5, а количество новых экспортных заказов также увеличилось, приблизившись к уровню в 50 пунктов.
Эти данные могут свидетельствовать о сохранении интереса к международной торговле и, соответственно, к авиаперевозкам, особенно на высокомаржинальных маршрутах.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уже пересмотрела в сторону понижения прогнозы глобального ВВП: теперь ожидается рост на 3,1% в 2025 году и на 3% в 2026 году. Важно отметить, что в эти оценки еще не включены потенциальные последствия от новых американских тарифов.
По расчетам ОЭСР, если тарифная война усилится, мировой ВВП может потерять до 0,3% в течение трех лет, а инфляция вырастет на 0,4 процентных пункта ежегодно. Наиболее уязвимыми к подобному шоку окажутся именно те секторы, которые опираются на трансграничные поставки – включая грузовую авиацию.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



