На минувшей неделе Росавиация предоставила данные по перевозкам за I квартал 2015 года. За этот период российские авиакомпании перевезли 16,997 млн пассажиров, что на 2,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На международных рейсах авиакомпании перевезли 7,422 млн пассажиров, что на 15,6% ниже уровня аналогичного периода 2014 года. При этом на внутренних рейсах пассажиропоток вырос на 11,4% - до 9,575 млн человек. Пассажирооборот в первом квартале снизился на 9,7% - до 44,080 млрд пассажиро-километров. В марте 2015 года авиакомпании снизили пассажиропоток на 3,9% - до 5,984 млн человек. Авиакомпании на международных рейсах перевезли 2,552 млн пассажиров (-17,4%), на внутренних – 3,433 млн (+9,5%).
«Авиаперевозки чувствительны к макроэкономическим факторам. В первую очередь сюда надо отнести рост курса валют и снижение экономических темпов роста. Соответственно, авиапутешествия становятся тем, на чем потребители экономят в первую очередь», - говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. По его словам, это особенно ярко проявилось на международных направлениях, где и сами перевозки и стоимость путешествий в целом стала значительно выше. Соответственно, и падение здесь более заметно, чем на внутренних перевозках, которые наоборот демонстрируют активный рост.
Эксперты уверены, что рыночная парадигма изменится. «Учитывая снижение объемов, вполне вероятно, что небольшие, в основном, региональные авиакомпании не выдержат этой гонки и уйдут из авиабизнеса. Это тем более вероятно, учитывая последние решения правительства РФ в пользу поддержки крупных компаний», - считает генеральный директор Infomost Consulting Борис Рыбак. По его прогнозам, с учетом того, что все интересные направления уже поделены между крупными авиаперевозчиками, выжившим региональным компаниям останутся только межобластные маршруты и выживание за счет местных субсидий.
Говоря о том, сохранятся ли эти тенденции в будущем, мнения экспертов оказались диаметрально противоположными. «Возможно, что в течение летнего сезона динамика перевозок по России активизируется настолько, что возможно вытянет общие показатели», - размышляет К. Юминов. Другого мнения придерживается Б. Рыбак. «Летний сезон не особенно повлияет на сложившуюся тенденцию. За последние четыре года происходило постепенное снижение тарифов, а авиакомпании балансировали на грани рентабельности. Сейчас мы видим рост валютной составляющей, но тариф не изменился. А значит, долговая нагрузка на участников авиарынка растет», - говорит он.
В отраслевом аналитическом издание «АвиаПорт» говорят о том, что в отрасли есть несколько вариантов развития, а какой из них будет реализован - покажет время. Так, если цена на нефть продолжит расти, а рубль укрепляться, граждане постепенно забудут о кризисе. «В таком случае, возможно, некоторое число поглощений, но наиболее вероятно создание новых компаний, которые стартуют без негативного груза долгов перед поставщиками или банками. Возможно, это будут компании в сегменте лоу-кост. Пассажиропоток достаточно быстро прекратит снижаться, и мы увидим рост под 10% в год», - отмечает руководитель аналитической службы «АвиаПорт», Олег Пантелеев.
Впрочем, руководитель аналитической службы «АвиаПорт» скептически относится к такому варианту, называя его утопией. Более вероятным, по его словам, будет продолжительная стагнация отрасли. «Пассажиропоток будет падать и в апреле, но к маю темпы спада замедлятся, немного оживет Европа. Банкротства вероятны в третьем квартале, причем это может быть одна крупная авиакомпания, а также две-три компании второго эшелона», - предполагает он. По его словам, банкротство любой крупной авиакомпании приведет к тому, что оставшиеся на рынке игроки получат возможность поднять тарифы, что позитивно повлияет на их финансовые результаты.
Мария Шевченко


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



