Едва-едва начав эксплуатацию самолетов «Сухой Суперджет 100» (SSJ-100), иркутская авиакомпания «ИрАэро» сразу же столкнулась с проблемами. Так, на минувшей неделе один из бортов, выполняя рейс по маршруту Барнаул – Сочи, совершил вынужденную посадку в Омском аэропорту, которая, по предварительной информации Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, была связана с возникшими техническими проблемами в масляной системе двигателя.
Учитывая многочисленные задержки авиарейсов в июле, в «ИрАэро» поспешили принести извинения пассажирам и объяснили, что две оперативно привлеченные к перевозкам авиакомпании по техническим причинам не смогли надлежащим образом спланировать выполнение рейсов, обеспечить перелеты резервных самолетов. Это, как следствие, и повлекло столь значительные и утомительные задержки в расписании движения рейсов.
«По настоящий момент все службы работают в усиленном режиме, принимая все возможные меры по устранению сбойной ситуации. Несмотря на большой поток пассажиров, авиакомпания гарантирует индивидуальный подход к рассмотрению каждого вопроса от наших пассажиров», – поспешили заявить в отделе по связям с общественностью АО «Авиакомпания ИрАэро».
Изначально различные дефекты всплывают вообще у любой новой техники, напоминают специалисты. Не говоря уже о том, что сами системы в наше время постоянно усложняются. С самолетами – хоть с российскими, хоть с иностранными – такое случается на протяжении первых 5-7 лет эксплуатации. И в этом смысле «Сухой Суперджет 100» не исключение.
«Сами «Суперджеты» ничего особенного собой не представляют, – уверяет генеральный директор компании «Infomost Consulting» Борис Рыбак. – Но следует помнить о том, что «ГСС» (ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») впервые сделали гражданский самолет. И с чем возникла действительно очевидная проблема, так это с организацией технического обслуживания «Суперджетов». По моему мнению, разработчик-производитель решил стать монополистом не только в обслуживании этих самолетов, но и в поставках запчастей. В частности, все организации, которые эксплуатируют SSJ-100 («Аэрофлот», «Red Wings», «Якутия» и другие), заявляют, что испытывают трудности с длительным сроком поставки запчастей. А когда доступ к любому из трех элементов технологии выполнения ремонта – запчастям, инструментам, документации – затруднен, приходится очень долго ждать, иногда неделями и даже месяцами».
Нетрудно понять, что самолет, по каким-либо отказам стоящий на земле, – это беда для любой авиакомпании. Если у тебя в нормальных условиях налет, допустим, 12 часов в день, то любая остановка сверх плана сразу же сильно ухудшает все показатели. В этом смысле болезненна абсолютно любая задержка.
«За все нужно платить: лизинговые платежи идут своим чередом, стоянка тоже стоит денег. И пока «ГСС» не организует качественную систему технической поддержки эксплуатации самолетов, упомянутые проблемы будут продолжаться бесконечно», – резюмирует Б. Рыбак.
Сами же недочеты постепенно устраняются. Сроки у всех машин индивидуальны. По прогнозам специалистов, «вычищать» технические недоработки «Суперджетов» будут в пределах трех лет. К примеру, на «Боинге 787» все эти детские болезни, как их назвал Б.
Рыбак, продолжаются уже около пяти лет, а у последних моделей «Эйрбаса» – полтора-два года.
Никакой выгоды от эксплуатации новых самолетов государственные авиаперевозчики не получают. Они лишь участвуют в национальной программе по развитию гражданской авиации, которая инициирована Правительством РФ и подразумевает «принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России». В частности, «Аэрофлот» взял себе 30 «Суперджетов», что должно послужить в качестве неплохой отработки упомянутых машин. В то же время коммерческие авиакомпании, занимающиеся исключительно вопросами получения прибыли и не желающие взваливать на себя предполагаемые проблемы, могут такие самолеты не брать и никто их не заставит это сделать.
«В любом случае призываю не драматизировать ситуацию, – подытоживает Б. Рыбак. – Очень распространенный в Советском Союзе самолет Ту-154 в первой своей версии вообще не был официально принят Госрегистром в эксплуатацию, хотя их несколько сотен машин летало, можно сказать, «нелегально». Министерство гражданской авиации попросту отказалось подписывать соответствующие документы, потому что количество обнаруженных дефектов превышало все разумные пределы. И только вторая модель – Ту-154М – была принята уже официально».
Степан Ратников
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions