"Аэрофлот" опубликовал презентацию для инвесторов, в которой приводятся параметры новой объединенной авиакомпании "Россия" на базе трех его дочерних перевозчиков (кроме собственно "России" это "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии"). Новая компания будет работать в "среднем ценовом сегменте", развивая внутренние перевозки и рейсы за рубеж "по выборочным направлениям", в том числе по маршрутам остановленной 26 октября "Трансаэро". Сейчас в маршрутной сети трех компаний 90 направлений — 48 внутренних и 42 международных. За счет "Трансаэро" также увеличится парк "России", где сейчас 64 самолета. В него войдут 10 Boeing 777 и Boeing 767, а также 14 Boeing 747, принадлежавшие проблемному перевозчику.
Объединенная компания будет выполнять полеты из московского аэропорта Внуково и петербургского Пулково. Совладелец Внуково Виталий Ванцев подтвердил "Ъ", что планы размещения новой компании в аэропорту уже согласованы. В "Аэрофлоте" "Ъ" сообщили, что перевозчик может начать работу "в обновленном формате" в середине 2016 года по тарифам ниже, чем у материнской компании.
Сейчас "Донавиа" летает во Внуково, рейсы "Оренбургских авиалиний" распределены между Домодедово и Внуково, "Россия" — в Домодедово. В Домодедово пока не готовы обсуждать перспективу потери перевозчиков, отмечая лишь, что в зимнем расписании, действующем до марта 2016 года, изменений не предусмотрено. Источник "Ъ" в отрасли говорит, что обсуждается параллельное перебазирование из Внуково в Домодедово дочернего лоукостера "Аэрофлота" — авиакомпании "Победа", но пока окончательное решение не принято.
Сейчас все три компании работают в разных сегментах. "Россия" сосредоточена на прямых и транзитных рейсах из Петербурга. "Оренбургские авиалинии" в основном обслуживают региональные рейсы, а также курортные направления. "Донавиа" летает из городов юга России по ряду региональных маршрутов, а также по отдельным международным маршрутам, в основном в страны СНГ. Их общий пассажиропоток в январе--сентябре составил 7,4 млн человек.
Впервые идея выделения в группе "Аэрофлот" "среднего ценового сегмента" путем консолидации трех дочерних перевозчиков прозвучала в октябре — как раз после того, как стал очевидным крах "Трансаэро" и сорвалась сделка по покупке ее самой госкомпанией.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что при создании "столь масштабного игрока" возникает риск серьезной конкуренции внутри группы "Аэрофлот". Конструкция, подчеркивает эксперт, "больше напоминает форму плановой экономики, а не коммерческий проект". По мнению господина Борисова, на фоне остановки "Трансаэро" стратегия "Аэрофлота" неизбежно приведет российский авиарынок к "квазимонополии с доминирующем госучастием".