+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.07.2025 14:59:25
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Невылет самолета из-за БПЛА: как сохранить деньги при задержке или отмене рейса

Путешественники должны знать правовые нюансы и порядок действий при возможных задержках или отменах авиарейсов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы. О разнице между планом «Ковер» и чрезвычайным положением, как вернуть деньги за билет и в каких случаях гарантированно удастся компенсировать потраченные средства, РЖД-Партнеру рассказала Оксана Васильева, к. ю. н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор юридической компании.
Невылет самолета из-за БПЛА: как сохранить деньги при задержке или отмене рейса
– Оксана, если рейс был отменен ввиду закрытия неба, работает ли правило возврата средств за билет?

– В соответствии с положениями российского законодательства и учитывая сложившуюся практику, вопрос возврата платы при отмене рейса вследствие обстоятельств, связанных с применением БПЛА и сопряженными с ними угрозами, требует комплексного рассмотрения с учетом норм Воздушного кодекса Российской Федерации, а также указаний правительства Российской Федерации и действующих правоприменительных механизмов.

Во-первых, общей правовой основой для регулирования прав пассажиров и обязанностей авиаперевозчиков при отмене или задержке рейсов является гл. IV Воздушного кодекса РФ, в частности ст. 107 и 107.2 ВЗК РФ. Согласно п. 1 ст. 107.2 ВЗК РФ правительство РФ при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) либо введении режима повышенной готовности вправе установить особенности исполнения договора воздушной перевозки. Это включает в себя право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия договора или отказаться от его исполнения с возвратом уплаченной провозной платы в порядке и сроки, определенные правительством.

При этом следует юридически разграничивать понятия форс-мажорных обстоятельств и чрезвычайной ситуации, указанных в ст. 401 ГК РФ, а также режимов, вводимых в порядке № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и федеральных нормативных актов, регулирующих введение режима повышенной готовности.

Объявление или введение плана «Ковер» (оперативные мероприятия и повышение готовности авиационной безопасности) не идентично введению чрезвычайного положения или официальному объявлению ЧС и не порождает автоматически особых правил по возврату провозной платы в порядке ст. 107.2 ВЗК РФ. Отсюда следует, что в ситуации, когда отмена рейса обусловлена именно форс-мажорными обстоятельствами (включая акты терроризма, военные действия, боевые действия с применением БПЛА, а также иные объективно непреодолимые обстоятельства), технически и юридически не зависящими от перевозчика, при отсутствии официального введения чрезвычайной ситуации пассажир вправе требовать возврат уплаченной за билет суммы в полном объеме, но не претендовать на компенсацию морального вреда либо иных убытков, вызванных неисполнением договора авиационной перевозки. В данном случае авиаперевозчик освобождается от обязанности компенсировать дополнительно какие-либо убытки пассажиру.

Возврат средств производится в соответствии с условиями договора перевозки и общими нормами ВЗК РФ, как правило, на основании заявления пассажира. В случаях же, когда правительство РФ устанавливает на определенной территории порядок исполнения договора воздушной перевозки в условиях ЧС либо режима повышенной готовности, порядок возврата провозной платы и иных компенсаций регулируется специальными нормативными актами, принимаемыми правительством и предусматривающими конкретные сроки и процедуры возврата средств, что может отличаться от обычных условий договоров.

Практически при отсутствии официального введения ЧС пассажиру рекомендуется внимательно ознакомиться с официальными сообщениями и разъяснениями авиаперевозчика, а также использовать инструменты добровольного страхования пассажиров при покупке билета, позволяющие уберечь себя от финансовых потерь вследствие отмены рейсов по причинам, не зависящим от перевозчика, в том числе в условиях нестабильной безопасности, связанной с применением БПЛА и другими чрезвычайными обстоятельствами.

– А можно ли получить компенсацию за пропуск пересадочного рейса из-за задержки рейса?

– Возможность получения компенсации за пропуск пересадочного рейса зависит от типа бронирования и обстоятельств задержки.

Если пересадка была частью единого бронирования с защищенным трансфером (один номер бронирования), авиакомпания обязана предоставить альтернативный рейс без дополнительной платы, а также компенсацию в случае прибытия в пункт назначения с опозданием на 3 и более часа по вине перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ, Регламент ЕС № 261/2004 для рейсов в/из ЕС). В такой ситуации пассажир вправе требовать компенсацию за задержку, включая возмещение убытков (например, стоимость пропущенных мероприятий) и морального вреда через претензию или суд (п. 2 ст. 108 ВК РФ, ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»).

Если пересадка была организована самостоятельно (отдельные билеты), авиакомпания не несет ответственности за пропуск последующего рейса и компенсация не предусмотрена, за исключением случаев, когда задержка первого рейса превысила 3 часа по вине перевозчика. В этом случае можно требовать компенсацию только за задержку первого рейса (п. 99 Федеральных авиационных правил). Однако если пассажир оформил страховку, покрывающую такие риски, например «страховку от невылета», он может получить выплату через страховую компанию при условии соблюдения условий полиса (например, задержка более 4 часов). Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие задержку и факт пропуска стыковки (посадочный талон, справку от авиакомпании).

Таким образом, право на компенсацию при пропуске пересадочного рейса возникает либо при защищенном трансфере по вине авиакомпании, либо при наличии соответствующей страховки. Во всех случаях рекомендуется фиксировать факт задержки – фотографировать табло, брать справки – и обращаться с претензией к перевозчику или страховщику в течение 6 месяцев (п. 4 ст. 124 ВК РФ).

– Выплатят ли моральную компенсацию, если человек пропустил важное мероприятие?

– На основании анализа норм российского законодательства, в частности, Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил, а также Гражданского кодекса РФ, можно сделать следующие выводы относительно возможности получения моральной компенсации за пропуск важного мероприятия вследствие отмены или задержки рейса:

• В случае если отмена или задержка рейса произошла по вине авиаперевозчика (например, из-за технических неисправностей, ошибок в расписании или неготовности экипажа), пассажир вправе требовать не только возврата стоимости билета, но и компенсации морального вреда в соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статьей 1100 Гражданского кодекса РФ. Однако ключевым условием является установление вины перевозчика, что подтверждается документально (например, справкой от авиакомпании с указанием причины отмены).

• Если же рейс отменен или задержан вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), таких как атаки беспилотников, запреты полетов или иные внешние факторы, авиакомпания освобождается от ответственности за причиненные неудобства, включая моральный вред, на основании статьи 401 Гражданского кодекса РФ и статьи 107 Воздушного кодекса РФ. В такой ситуации требование о компенсации морального вреда к перевозчику будет неправомерным, поскольку отсутствует его вина.

Вместе с тем пассажир может минимизировать риски, заранее предусмотрев возможность наступления подобных обстоятельств. Одним из способов защиты является оформление специализированной страховки, покрывающей риски задержки или отмены рейса, включая компенсацию морального вреда и дополнительных расходов. Такие страховые продукты, как правило, предусматривают выплаты независимо от вины авиакомпании, если задержка превышает установленный в полисе срок (например, 3–4 часа). В качестве альтернативы можно рассмотреть возможность включения соответствующего условия в договор страхования путешественника, что позволит получить компенсацию даже в случае форс-мажора.

Таким образом, при отсутствии вины авиаперевозчика требование о компенсации морального вреда непосредственно к нему не подлежит удовлетворению, однако пассажир вправе воспользоваться механизмами страхования для минимизации финансовых и неимущественных потерь. В случае возникновения спора рекомендуется обращаться в суд с иском о взыскании морального вреда только при наличии доказательств вины авиакомпании, в противном случае руководствоваться условиями страхового полиса, если таковой был оформлен.

– Как получить компенсации, вызванные неудобствами – писать заявления в адрес авиакомпаний? Каков порядок действий гражданина?

– Для получения компенсации в связи с отменой или задержкой рейса, вызванной обстоятельствами, связанными с угрозой безопасности воздушного движения (включая инциденты с БПЛА), пассажиру необходимо прежде всего установить правовое основание, по которому произошла отмена рейса. Если отмена связана с введением режима повышенной готовности, то в силу ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ пассажир имеет безусловное право на возврат уплаченной провозной платы. В таком случае следует направить в адрес авиаперевозчика письменное заявление с требованием о возврате средств, приложив подтверждающие документы (билет, уведомление об отмене рейса, иные доказательства).

Если же авиакомпания ссылается на форс-мажор (например, повреждение аэропорта в результате атаки БПЛА, не связанное с официальным введением режима повышенной готовности), то перевозчик может отказать в компенсации, ссылаясь на непреодолимую силу (ст. 401 ГК РФ). В такой ситуации пассажиру следует запросить у перевозчика официальное подтверждение того, что отмена рейса действительно вызвана обстоятельствами, которые авиакомпания не могла предвидеть и предотвратить. Если перевозчик отказывает в возврате средств, пассажир вправе обратиться в суд с иском о взыскании уплаченной суммы. Однако успех такого иска будет зависеть от того, удастся ли доказать, что авиакомпания не приняла все возможные меры для исполнения обязательств.

Дополнительно следует рассмотреть возможность предъявления требований к страховой компании, если пассажир заранее оформил страховку, покрывающую риски отмены рейсов. В этом случае необходимо изучить условия договора страхования на предмет покрытия подобных ситуаций и подать заявление страховщику в установленный срок.

Что касается компенсации морального вреда и убытков, связанных с пропуском пересадок, мероприятий или иных неудобств, то их взыскание возможно только в судебном порядке при условии доказанности вины перевозчика (если отмена не связана с непреодолимой силой) и наличия причинно-следственной связи между нарушением и возникшими убытками.

Таким образом, алгоритм действий пассажира в данной ситуации включает:

1) выяснение причины отмены рейса (режим повышенной готовности или форс-мажор);
2) направление претензии авиакомпании с требованием о возврате средств (при наличии оснований по ст. 107.2 ВЗК РФ);
3) обращение к страховщику (если имеется соответствующий полис);
4) в случае отказа – подготовку искового заявления в суд с требованием о взыскании убытков, если есть основания полагать, что авиакомпания действовала недобросовестно.

При этом важно учитывать, что в случае признания обстоятельств форс-мажорными судебная перспектива по взысканию компенсаций существенно снижается.

Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions