Будущее за искусственным интеллектом. В том числе и в аэропортах. Такую мысль на сессии высказал Константин Панев, директор по цифровой трансформации УК «Аэропорты Регионов», рассказывая о планах компании на будущее. К таким решениям приходить вынуждает в том числе кадровая ситуация, признает спикер: «На наш взгляд, наиболее перспективным направлением является развитие технологий, которые позволяли бы отказаться от использования ручного труда и сократить его. Дефицит кадров в отрасли говорит о том, что автоматизация и роботизация ключевых бизнес-процессов – это фактически тренд, которому уже необходимо следовать, потому что очень скоро все столкнутся с ситуацией, когда просто физически некому будет работать. На наш взгляд, искусственный интеллект, машинное обучение – все это может помочь ускорить обслуживание пассажира, улучшить качество этого обслуживания. Но не только это. Фактически оно может впоследствии заменить людей и обеспечить функционирование аэропортов и авиакомпаний даже с учетом значительного дефицита кадров. То есть будущее за подобными технологиями, будем активно их развивать».
Внедрение ИИ-элементов в процессы работы авиакомпаний и аэропортов отметила и директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. Она отметила, что драйверами развития для таких инструментов одновременно являются безопасность, удобство, впечатления от новых сервисов, как запрос от пассажиров, так и снижение издержек и повышение эффективности, как запрос от бизнеса. «Побеждает тот, кто умеет соединять эти вещи, предлагает лучший уровень сервиса, запускает новые удобные решения, делает услуги максимально безопасными и держит конкурентные цены», – прокомментировала эксперт.
Она привела в пример «Аэрофлот» и его использование ИИ в автоматизации маршрутов, в управлении доходами, в техническом обслуживании самолетов. В терминале C в Шереметьево, сказала П. Давыдова, работает система сортировки ручной клади с анализом изображения. Буквально за 3 последних года с помощью ИИ пассажиры получили возможность быстрее получать ответы от авиакомпаний.
При всем этом есть узкие места в работе аэропортов, куда еще можно было бы включить использование искусственного интеллекта.
«Если бы с помощью ИИ и камер в аэропортах можно было видеть очереди на разных этапах контроля, это бы очень улучшило жизнь пассажира. Второе: я бы все-таки контролировала динамическое ценообразование на билеты в нашей стране», – отметила эксперт.
Развитие продолжается...
В том числе появляются платформенные решения, где агрегируются сервисы для работы в аэропортах и в пути к ним. Среди таковых платформа Mile-on-air, которую представил ее генеральный директор Алексей Федоров.
Он уточнил, что флагманской историей для них является система On-Pass – система доступа в бизнес-залы, которая работает по всему миру. Также компания обеспечила возможность доступа в бизнес-залы по биометрии. Среди других продуктов – On-Food (скидка при оплате счета в аэропорту), On-Pack (QR-код на упаковку багажа в аэропорту) и т. д.
«Мы оцифровываем бизнес-залы в аэропортах и на пути к ним, тот самый путь из точки А в точку Б, придаем им цифровой форм-фактор, в большей части случаев это QR-код, но это может быть любая цифровая история: ссылка, промокод и т. д., дальше транслируем это нашим контрагентам. В большей части случаев это банковский сектор, у нас в партнерстве порядка 100 банков, суммарно. Но в то же время мы можем транслировать эти сервисы всему бизнесу, который в том или ином виде контактирует с пассажирами. Это авиакомпании, тревел-агентства и т. д.», – пояснил А. Федоров.
В планах компании – собрать весь основной сервис, необходимый пассажиру, в том числе это трансфер, авиабилеты, отели: «Чтобы из точки А в точку Б взять пассажира за руку и с ним вместе этот сложный путь пройти».
К сожалению, новые цифровые сервисы в авиационном секторе вводятся не только для дополнительного комфорта пассажиров, но и для разрешения внештатных ситуаций. О таком опыте в условиях ограничения на использование воздушного пространства в том числе рассказал заместитель гендиректора международного аэропорта Шереметьево по управлению аэровокзальными комплексами и обслуживанию литерных рейсов Дмитрий Кайгородов. Он уточнил, что большая нагрузка на точки обслуживания и персонал при подобных ситуациях потребовала буквально за два дня разработать сервис, который позволял бы пассажирам, используя камеру мобильного телефона, сканировать свой посадочный талон (QR-код) и узнать о всех изменениях стоек регистрации, выходов на посадку.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



