+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.12.2025 12:11:32
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Малой авиации нужен простор действий

Малой авиации нужен простор действий

Как сделать ее услуги доступными для населения и в то же время обеспечить перевозки рентабельностью, обсуждалось на межведомственном совещании в Совете Федерации.

Что говорит рынок

Снижение административной нагрузки на малую авиацию привело бы к тому, что цена перевозки в данном сегменте воздушного транспорта резко снизилась, убежден председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий (АМАП) Сергей Детенышев.

«Потому что большая часть себестоимости эксплуатации самолетов и аэродромов сегодня – это административные расходы, вмененные государственным регулированием. Федеральные авиационные правила говорят нам о том, что если вы хотите на маленьком самолетике до 5 мест возить пассажиров, вам надо в обязательном порядке нанять 7 директоров. Естественно, это сразу убивает всю экономику», – комментирует С. Детенышев.

Кроме того, нормативная база сегодня заставляет обслуживать взлетно-посадочную площадку, по сути, как полноценный аэродром. Необходимо учитывать требования к транспортной безопасности, проведению топливо-заправочных операций и т. п.

«Чтобы одному пилоту возить людей на маленьком самолете в деревне, нужно человек 60–70 держать на аэродроме. Соответственно, он из доходов этого самолетика должен финансировать расходы», – подчеркивает председатель правления АМАП.

Таким образом, вместо экономически обоснованных 15–20 тыс. руб. за летный час на пятиместном самолете цена возрастает под 100 тыс. руб., свидетельствует он.

По его словам, есть два варианта, чтобы сделать малую авиацию доступной для населения без бюджетного субсидирования. Либо отменять Минтрансу излишне строгие авиационные правила, что если и состоится, то займет немало времени, либо применить для отрасли механизм саморегулирования.

Последний вариант выглядит более предпочтительным. Когда есть система коллективной ответственности, что является основой саморегулирования, это хорошо и успешно работает, как показывает опыт в других отраслях, обратил внимание С. Детенышев.

Конечной целью станет то, что регионы, получая импульс развития малой авиации, смогут расширять маршрутную сеть.

Что говорит регулятор

Впрочем, в профильных ведомствах заверили, что ведется текущая работа по упрощению регулирования. Директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Вероника Ходырева сообщила, что министерство последовательно работает над внесением изменений в нормативные акты, в том числе в Федеральные авиационные правила с целью отмены дублирующих требований к эксплуатантам.

«Ключевыми задачами остаются упрощение сертификации воздушных судов, оптимизация государственной регистрации прав на них и совершенствование правил коммерческих перевозок и авиационных работ», – отметила чиновник.

Между тем, по данным Росавиации, с 2021 по 2025 год с легкими воздушными судами произошло 89 авиационных происшествий, при этом был зафиксирован рост аварийности в 2024 году. В качестве системной проблемы там называют отсутствие регулярного контроля за актуальностью знаний и навыков частных пилотов.

«Ведется работа по внедрению института экзаменаторов, которым будут делегированы права по проверке и допуску пилотов, что позволит повысить уровень безопасности», – проинформировал замруководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Страмоус.

Рост авиационной подвижности выявил необходимость совершенствования нормативной базы и устранения избыточных административных барьеров, сдерживающих развитие сегмента легких и сверхлегких воздушных судов, подытожил сенатор Евгений Дитрих. «Необходимо найти баланс между обеспечением безопасности полетов и созданием условий для динамичного развития отрасли, избежав избыточного регулирования», – резюмировал законотворец.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions