«Федеральные авиационные правила позволяют перевозчикам применять свои способы ценообразования на перелеты, санкции и штрафы – и это развязывает им руки», – указывают специалисты Юридического агентства Санкт-Петербурга.
На практике суды стараются применять расширительное толкование причин и доказательств, подтверждающих вынужденный возврат билетов.
Условия, при которых возврат билета (и денежная компенсация) возможны
Мы рассмотрим два варианта и расскажем о них подробно.
- Добровольный отказ пассажира от полета
Здесь речь пойдет о нескольких вариантах возврата - с разными результатами и суммами к возврату:
- Если возврат билета по инициативе пассажира осуществляется за сутки или ранее – покупатель получает всю сумму за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Например, сбор для возврата билетов у «Аэрофлота» на 2025 год составляет 3,5 тыс. рублей (или €55). Столько же – у S7, а за обмен билета эта авиакомпания взымает 2,3 тыс. руб. «Победа» позволяет осуществить возврат не менее чем за сутки до вылета, при этом сбор составит от 999 рублей на внутренние рейсы и от €10 на международные по тарифу «Базовый»;
- Если до вылета остается менее суток, по закону покупатель получает 75% стоимости билета (остальное забирает компания в качестве неустойки). Кроме того, из этой суммы вычитается сбор);
- Если пассажир приобрел услугу «возврат билета» дополнительно. Она есть у некоторых лоукостеров, например, Wizz Air и Pegasus. Правда, иногда стоимость этой услуги сопоставима со стоимостью самого билета;
- Ошибки при оформлении билета. В зависимости от типа билета и политики авиакомпании ошибка может быть исправлена за дополнительную плату или билет может быть возвращен. Если возврат невозможен, скорее всего придется приобрести новый билет.
- Вынужденный отказ пассажира от полета
Вынужденный возврат билета — это возврат по причинам, возникшим вне зависимости от воли пассажира. Перечень причин установлен Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82., п. 227-228).
При стандартных ситуациях за нарушение условий договора перевозки ответственность несет авиаперевозчик:
- Отмена рейса. Вернуть любой (даже невозвратный) авиабилет и получить деньги можно, если полет отменен по вине авиакомпании (за исключением обстоятельств непреодолимой силы). Так, если вылет отменили, но пересадили на другой ближайший рейс по тому же направлению, то полет будет бесплатным и неважно, стоит он дороже или дешевле (п. 2 ст. 108 ВЗК РФ)
- Задержка рейса. Пассажиру положена компенсация в размере 3% от стоимости билета за каждый час опоздания, но не больше его полной цены. Также при значительной задержке рейса (существенность задержки определяется внутренними правилами авиакомпании) пассажиры имеют право на компенсацию, размер которой зависит от длительности задержки (100 рублей за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы), а также могут потребовать возмещение убытков, вызванных такой задержкой, сверх штрафа в полном объеме (120 ВЗК РФ). Возврат средств за билет в этом случае возможен, но в объеме, который перевозчик не использовал для организации полета пассажира.
«Если авиакомпания сообщила о задержке или отмене вылета более чем за сутки, то вам предложат либо получить билет на другой ближайший рейс, либо оформить возврат. Но чаще всего пассажиры узнают об опоздании самолёта по пути в аэропорт или уже на месте. В таком случае вам нужно обратиться к представителям авиакомпании: попросите поставить на маршрутной квитанции или посадочном талоне печать с отметкой о задержке или отмене рейса. Это пригодится, если в дальнейшем вы решите получить денежную компенсацию от перевозчика», – сообщали Aviasales. В этой связи можно собрать чеки за всё, что было куплено во время задержки. Конечно, в рамках разумного, – например, стаканчик кофе или сэндвич.
- Полет перенесен (или иные непредвиденные изменения в расписании). Если из-за сдвига в расписании пассажир теряет деньги или саму цель поездки, и может это доказать. Такими документами могут быть, например, направления на медицинские процедуры или консультации, заранее оплаченные экскурсии или туры, данные о брони отелей (и прочее), которые пришлось отменить из-за изменения времени вылета.
«Если рейс отменён, вам должны предложить альтернативу или просто вернуть деньги. В случае с задержкой или переносом рейса ещё нужно доказать документами, что этот вариант вас не устраивает», – резюмируют в Aviasales.
- Поменялся маршрут перелета и/или возникли проблемы со стыковкой рейсов при перелетах с пересадками. Возможность получения компенсации за пропуск пересадочного рейса зависит от типа бронирования и обстоятельств задержки. Если пересадка была организована самостоятельно (отдельные билеты), авиакомпания не несет ответственности за пропуск последующего рейса. Компенсация возможна, когда задержка первого рейса превысила 3 часа по вине перевозчика.
«Если пересадка была частью единого бронирования с защищенным трансфером (один номер бронирования), авиакомпания обязана предоставить альтернативный рейс без дополнительной платы, а также компенсацию в случае прибытия в пункт назначения с опозданием на 3 и более часа по вине перевозчика. В этом случае также возможно взыскать убытки (например, стоимость пропущенных мероприятий) и моральный вред через претензию или суд», – объясняет Оксана Васильева, к. ю. н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор юридической компании.
- Длительный досмотр без обнаружения запрещенных предметов;
- Отсутствие указанного в билете места. Возврат средств осуществляется, если пассажиру не досталось место в салоне самолета из-за овербукинга (билетов продали больше, чем кресел в салоне). Хотя на практике авиакомпании стараются посадить такого пассажира на ближайший рейс с аналогичным маршрутом.
- Серьезная болезнь самого пассажира или серьезное заболевание/смерть члена семьи или близкого родственника, с которым пассажир должен был вместе лететь (супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры. Подтверждается документально до окончания регистрации на рейс. Работает в том числе с невозвратными билетами);
- Непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете. При обнаружении недостатков оказанной услуги пассажир вправе по своему выбору требовать: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Также пассажир вправе отказаться от услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные отступления от условий договора. Пассажир также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
- Если билет был неправильно оформлен перевозчиком или уполномоченным агентом.
Если авиакомпания не предоставила полную информацию об условиях возврата при покупке билета, пассажир также имеет право требовать полный возврат средств согласно Закону о защите прав потребителей.
Между тем, перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. Например, это касается отказа в выдаче визы. Большинство авиакомпаний оформляют вынужденный возврат авиабилета и полную его полную стоимость (но только при отказе в визе в страну назначения. Необходимы подтверждающие документы).
Какие действия необходимо предпринять, к кому обратиться и куда писать заявления, рассказывала Оксана Васильева, к. ю. н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор юридической компании в этой статье.
Когда авиакомпания может отказать в возврате денег за билет
Здесь тоже перечислим несколько распространенных случаев и поясним их с экспертами.
- При покупке билета по невозвратному тарифу
Если билет был куплен по невозвратному тарифу (исключение – нарушения, произошедшие по вине авиакомпании либо болезнь/смерть пассажира или членов его семьи и родственников – см. выше), деньги за него нельзя вернуть, даже если пассажир решит сдать их сразу после покупки. В этом случае вернуть можно только аэропортовые сборы и другие неиспользованные суммы, взимаемые в пользу сторонних организаций. Такие билеты должны продаваться с обязательным уведомлением об их статусе.
Если пассажир отказывается от полета добровольно (без уважительных причин) и возвращает билеты, когда регистрация на рейс кончилась, – он не получает деньги.
- Обстоятельства непреодолимой силы, юридически не зависящие от перевозчика
«Если авиакомпания ссылается на форс-мажор (как пример, повреждение аэропорта в результате атаки БПЛА, не связанное с официальным введением режима повышенной готовности), то перевозчик может отказать в компенсации, ссылаясь на непреодолимую силу (ст. 401 ГК РФ). В такой ситуации пассажиру следует запросить у перевозчика официальное подтверждение того, что отмена рейса действительно вызвана обстоятельствами, которые авиакомпания не могла предвидеть и предотвратить», - подчеркивает О. Васильева.
Так, возврат не осуществляется, например, при объявлении или введение плана «Ковер» (оперативные мероприятия и повышение готовности авиационной безопасности), поскольку они не идентичны введению чрезвычайного положения или официальному объявлению ЧС, и не порождают автоматически особых правил по возврату провозной платы.
«Форс-мажор освобождает от ответственности, но не от исполнения обязательств. То есть перевозчик обязан доставить туриста в пункт назначения при первой возможности или, если пассажир утратил интерес к такой перевозке, осуществить возврат, – объясняет руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнёры» Александр Байбородин. – Туристам рекомендуется зафиксировать все обстоятельства задержки рейса документально, а затем обратиться с претензией к перевозчику. При отказе в удовлетворении требований можно, конечно, будет обратиться в суд, однако исход дела будет зависеть от доказательственной базы и конкретных обстоятельств задержки».
Любовь Воронина, руководитель международных проектов «Слетать.ру» и управляющий директор туроператора Let’s Fly, добавляет, что при планировании путешествий стоит учитывать вероятность возникновения подобных ситуаций.
«Несмотря на возможные неудобства, связанные с задержками рейсов по независящим от авиакомпаний причинам, приоритетом всегда является обеспечение безопасности полётов», – резюмирует она.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



