+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2025 11:25:26
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Беспилотной авиации требуются кадры

Ситуацию обсудили участники круглого стола на тему «Подготовка кадров для беспилотных авиационных систем: актуальные проблемы нормативно-правового регулирования», который прошел в Совете Федерации.

Оператор БАС – на все руки мастер

Россия ставит амбициозную задачу войти к 2030 году в число глобальных технологических лидеров в сфере беспилотных авиаразработок, отметил член комитета Совфеда по экономической политике Владимир Кравченко. Реализация этого курса напрямую зависит от наличия квалифицированных специалистов.

В этой связи федеральным проектом «Кадры для беспилотных авиационных систем» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» предусмотрен комплекс мер по созданию системы непрерывного образования в сфере БАС, повышению квалификации.

«Сейчас оператор дрона – это не просто специалист, который управляет им, программирует, а который может его еще и модернизировать, ремонтировать, и целый пул навыков требуется», – рассказала директор Калужского филиала ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Маргарита Скворцова.

В то же время, обратил внимание В. Кравченко, есть ряд проблем в сфере нормативно-правового регулирования. В частности, это вопрос лицензирования и аккредитации образовательных программ. Существует объективное отставание образовательных стандартов от технологических реалий.

«Образовательные сценарии формируются у нас на основании запросов отрасли. Программа обучения готовится именно с точки зрения применения, внедрения в соответствующие функциональные обязанности тех или иных профессий», – в свою очередь отметила замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Елена Мирюгина.

Беспилотные авиасистемы, продолжает она, находят свое применение в агропромышленном секторе, промышленности, кадастровой работе, в других сферах. БАС позволяют повысить производительность, оптимизировать издержки, добиваясь более высоких результатов при меньших затратах. Так что сами отрасли выступают за ускоренное внедрение и актуализацию образовательных и профессиональных стандартов по специальностям, связанным с эксплуатацией, техническим обслуживанием и программированием беспилотников.

Право на полет

Другой проблемный вопрос – практическая подготовка операторов БАС и других специалистов.

«Действующие требования Воздушного кодекса и Федеральных правил использования воздушного пространства, особенно в части получения разрешений на полеты, зачастую усложняют организацию учебного процесса. Необходима разработка упрощенных процедур для проведения учебных полетов БАС», – убежден В. Кравченко.

Кроме того, добавил он, на текущий момент отсутствует единая и общепризнанная система независимой оценки и сертификации компетенций специалистов в области беспилотной авиации.

По регулированию кадрового вопроса сегодня действуют разные подходы – при обслуживании беспилотников до 30 кг и выше 30 кг, рассказал заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса РФ Дмитрий Хлопушин.

В первом случае ведомство исходит из того, что отраслям, где применяются беспилотники, лучше знать, какой специалист нужен, и регулирование здесь достаточно свободно. «При этом некоторые коллеги предлагают нам выдавать свидетельство. Мы в добровольном порядке это все поддерживаем», – уточнил чиновник.

Но и что касается БПЛА весом свыше 30 кг, министерство убирает ненужные барьеры, заверил он. Во-первых, меняются требования к авиационному персоналу. Сегодня работать с беспилотными авиасистемами идут все желающие, кто хочет стать внешним пилотом.

«Требования для них кардинально облегчены, – сказал Д. Хлопушин. – И появляется фактически индивидуальный подход к каждому желающему. То есть когда будет он демонстрировать при определенных обстоятельствах возможность управлять беспилотным воздушным судном, в самых нестандартных случаях он все равно будет допускаться до профессии».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions