Оператор БАС – на все руки мастер
Россия ставит амбициозную задачу войти к 2030 году в число глобальных технологических лидеров в сфере беспилотных авиаразработок, отметил член комитета Совфеда по экономической политике Владимир Кравченко. Реализация этого курса напрямую зависит от наличия квалифицированных специалистов.
В этой связи федеральным проектом «Кадры для беспилотных авиационных систем» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» предусмотрен комплекс мер по созданию системы непрерывного образования в сфере БАС, повышению квалификации.
«Сейчас оператор дрона – это не просто специалист, который управляет им, программирует, а который может его еще и модернизировать, ремонтировать, и целый пул навыков требуется», – рассказала директор Калужского филиала ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Маргарита Скворцова.
В то же время, обратил внимание В. Кравченко, есть ряд проблем в сфере нормативно-правового регулирования. В частности, это вопрос лицензирования и аккредитации образовательных программ. Существует объективное отставание образовательных стандартов от технологических реалий.
«Образовательные сценарии формируются у нас на основании запросов отрасли. Программа обучения готовится именно с точки зрения применения, внедрения в соответствующие функциональные обязанности тех или иных профессий», – в свою очередь отметила замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Елена Мирюгина.
Беспилотные авиасистемы, продолжает она, находят свое применение в агропромышленном секторе, промышленности, кадастровой работе, в других сферах. БАС позволяют повысить производительность, оптимизировать издержки, добиваясь более высоких результатов при меньших затратах. Так что сами отрасли выступают за ускоренное внедрение и актуализацию образовательных и профессиональных стандартов по специальностям, связанным с эксплуатацией, техническим обслуживанием и программированием беспилотников.
Право на полет
Другой проблемный вопрос – практическая подготовка операторов БАС и других специалистов.
«Действующие требования Воздушного кодекса и Федеральных правил использования воздушного пространства, особенно в части получения разрешений на полеты, зачастую усложняют организацию учебного процесса. Необходима разработка упрощенных процедур для проведения учебных полетов БАС», – убежден В. Кравченко.
Кроме того, добавил он, на текущий момент отсутствует единая и общепризнанная система независимой оценки и сертификации компетенций специалистов в области беспилотной авиации.
По регулированию кадрового вопроса сегодня действуют разные подходы – при обслуживании беспилотников до 30 кг и выше 30 кг, рассказал заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса РФ Дмитрий Хлопушин.
В первом случае ведомство исходит из того, что отраслям, где применяются беспилотники, лучше знать, какой специалист нужен, и регулирование здесь достаточно свободно. «При этом некоторые коллеги предлагают нам выдавать свидетельство. Мы в добровольном порядке это все поддерживаем», – уточнил чиновник.
Но и что касается БПЛА весом свыше 30 кг, министерство убирает ненужные барьеры, заверил он. Во-первых, меняются требования к авиационному персоналу. Сегодня работать с беспилотными авиасистемами идут все желающие, кто хочет стать внешним пилотом.
«Требования для них кардинально облегчены, – сказал Д. Хлопушин. – И появляется фактически индивидуальный подход к каждому желающему. То есть когда будет он демонстрировать при определенных обстоятельствах возможность управлять беспилотным воздушным судном, в самых нестандартных случаях он все равно будет допускаться до профессии».


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



