Полет на последней миле
Примеров по применению беспилотной авиации в народном хозяйстве сегодня немало. Так, благодаря использованию дронов вкупе с алгоритмами на основе искусственного интеллекта площадь лесных пожаров в Сахалинской области за последние 3 года сократилась в 40 раз, заявил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
С применением БПЛА удается предупреждать паводковые ситуации. «С помощью беспилотников мы почистили русла рек и обеспечили такую ситуацию, когда наблюдалась самая многоснежная зима, но при этом весной не было затоплено ни одного дома», – сказал губернатор.
Для развития перевозок в островном регионе дальневосточная авиакомпания «Аврора» организовала дочернюю компанию, специализирующуюся на беспилотной доставке грузов. Как проинформировал В. Лимаренко, стоит задача – за год на аэродромах Сахалинской области параллельно развернуть дронопорты и необходимую технику, чтобы у перевозчика сформировалась вся инфраструктура, которая будет работать с беспилотниками.
Перевозки с применением БПЛА будут особенно актуальны на так называемой последней миле (примерно до 100 км). «Например, приземляется обычный самолет на аэродроме, дальше пилот или инженер отправляет беспилотник с частью груза, чтобы он долетел до дальнего населенного пункта», – отметил глава Сахалина.
По словам замминистра транспорта России Владимира Потешкина, в Минтрансе рассчитывают на положительный сахалинский опыт в применении тяжелых дронов (грузоподъемностью до 1 т). «Мы должны реализовать это. Потому что это будет не просто доставка мелких грузов, а уже полномасштабное развитие логистики, передачи товаров народного потребления, медикаментов, запасных частей и т. п. в определенные уголки не только Сахалинской области, но и в целом по стране», – сказал он.
Авиационные беспилотники, уточнил замминистра, могут заменить привычный способ доставки – к примеру, там, где долго едет машина или дорогостоящий в эксплуатации вертолет.
«На сегодняшний день это все реализовано на законодательном уровне, правовая задача под эту амбициозную цель готова. Остается только практическое применение данного направления», – резюмировал замглавы Минтранса.
Эффект для населения и экономики
В свою очередь государство продолжит поддержку организаций, которые занимаются разработкой и интеграцией беспилотных систем.
Как рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, это субсидирование НИОКР, в рамках которых создаются отдельные части, комплектующие и готовые системы средних и тяжелых беспилотников. Это компенсация затрат на сертификацию БПЛА. Кроме того, научно-производственным центрам в регионах предоставляются соответствующие гранты на производство беспилотников.
Сейчас в проработке, проинформировал В. Шпак, находится идея введения кэш-бэка или возврата денег за заказ услуги, которая оказывается с помощью беспилотной системы.
«С нашей точки зрения, такая мера поддержки позволит сквозным образом вытягивать всю цепочку создания стоимости. Потому что не цель разработать беспилотник, не цель его произвести и кому-то продать, а цель – произвести какое-то экономически значимое действие, которое сделало бы в конечном случае жизнь людей лучше», – пояснил чиновник.
Символично, что опытным полигоном для развития беспилотников становится Сахалин, добавил он. На Дальнем Востоке большие расстояния и низкая плотность населения, при этом использование таких роботизированных автономных систем повышает эффективность народного хозяйства в регионах.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



