Эта инициатива напрямую связана с федеральной программой перевода российских автомобильных грузоперевозок на платформу ГИС ЭПД (государственная информационная система электронных перевозочных документов). Согласно планам, до сентября 2026 года предполагается полный переход на электронный документооборот в сфере автоперевозок.
Для департамента транспорта Москвы это не первая попытка внедрить электронные накладные вместо скан-копий договоров и других документов. Предыдущая инициатива 2024 года не получила широкого распространения. Основных причин несколько. Во-первых, в настоящее время накладные вообще не участвуют в процедуре оформления пропусков, ни разовых, ни годовых (при том, что накладная подтверждает разовую перевозку, тогда как долгосрочные перевозки подтверждаются договорами). Во-вторых, значительная часть перевозчиков по-прежнему работает с бумажными документами. Даже компании, подключенные к ГИС ЭПД, нередко дублируют электронные накладные бумажными. В результате доля перевозок с использованием исключительно электронного документооборота остается небольшой.
Тем не менее федеральная программа цифровизации грузоперевозок повышает вероятность успешного внедрения нововведений и в Москве. В то же время участники рынка относятся к изменениям настороженно. Сегодня уровень использования электронных инструментов в деятельности автотранспортных предприятий остается невысоким. По данным, приведенным в проекте Закона о реестрах перевозчиков, более 60% коммерческого грузового транспорта зарегистрировано на физических лиц. При этом далеко не все из них работают в статусе самозанятых или в рамках официального налогообложения, что затрудняет переход к прозрачным цифровым инструментам.
Парадоксально, но как сторонник использования электронных накладных при оформлении грузовых пропусков в Москву и автор аналитических обзоров по этой теме я вынужден критически оценивать предстоящие изменения. Логичным и понятным шагом выглядел бы отказ от годовых пропусков и переход исключительно к разовым, оформляемым на основании электронных накладных (ведь накладная всегда фиксирует конкретную перевозку). Такой вариант упростил бы процесс как для перевозчиков, так и для контролирующих органов.
Однако подобный подход существенно ограничил бы возможности департамента транспорта в управлении грузопотоком, так как уменьшил бы пространство для регулирования количества выдаваемых разрешений. По этой причине в качестве основы реформы выбрана иная модель – сохранение годовых пропусков при условии регулярного подтверждения перевозок электронными накладными через ГИС ЭПД.
Следует отметить, что существующая система выдачи пропусков в Москву уже достаточно отлажена и выполняет задачи по регулированию грузового трафика. Поэтому для департамента переход на электронные накладные не столько инструмент оптимизации собственных процессов, сколько шаг в сторону выполнения федеральных задач по цифровизации.
Интересно, что в теории использование электронных накладных могло бы упростить систему, особенно в случае отказа от годовых пропусков и перехода к разовым, которые напрямую увязываются с накладными. Однако подобный вариант ограничил бы возможности регулирования грузопотока, что, вероятно, стало одной из причин выбора более осторожного формата реформы – совмещения годовых пропусков с регулярным подтверждением перевозок через ГИС ЭПД.
Таким образом, предстоящее нововведение следует рассматривать прежде всего как элемент федеральной политики цифровизации, а не как внутреннюю инициативу департамента транспорта Москвы.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



