От такой схемы теоретически пострадает только импорт, но в реальности, как говорят источники в отрасли, именно импорт позволяет концернам зарабатывать в России и балансировать убытки от локального производства. Соответственно, дополнительных средств от роста сбора, которые могли бы пойти на поддержку локализации автокомпонентов, больше не ожидается. Однако Минпромторг все еще ждет от концернов оценок потребности в финансировании таких проектов – предполагается, что вопрос выделения бюджетных средств на это будет вынесен на уровень премьера.
В последние годы господдержка отрасли планомерно сокращалась. Рынок выходил из кризиса, и многие меры были временными, говорит Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ Капитала». При этом выделение денег на локализацию не связано с поддержкой рынка или спроса, отмечает он, а решает стратегические задачи по созданию компетенций и технологий – концернам не всегда выгодно финансировать их самостоятельно, учитывая не такую уж высокую рентабельность в России. Напомним, провести очередную индексацию утилизационного сбора на легковые и коммерческие автомобили Минпромторг предлагает с 1 января 2020 года. Индексация нужна для сохранения нагрузки на импорт автомобилей после сентябрьского снижения ввозных пошлин.
По словам главы Минпромторга России Дениса Мантурова, предлагаемое увеличение ставок утилизационного сбора на автомобили в некоторых случаях превысит 120%, но в стоимости машины его доля останется в пределах 1,5–2%. Как отмечает генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Илья Петров, нынешняя ситуация на российском авторынке не располагает к очередному повышению утилизационного сбора. До конца года продажи автомобилей в России вряд ли покажут рост, так как цены уже достигли критического пика, несмотря на программы господдержки, эффективность которых значительно снизилась: сегодня они покрывают менее 20% рынка против 40% годом ранее. Индексация утилизационного сбора повлечет за собой увеличение розничных цен и негативно отразится на потребительском спросе.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



