Не менее важно, чтобы ЭЗС окупались, подчеркивает Артем Тачков, генеральный директор ООО «Вольтфуел» (Voltfuel), компании-оператора зарядной сети для электротранспорта. «Сейчас загрузка станций объективно невысокая. Хотя я как владелец электромобиля хотел бы, чтобы был чуть побольше охват. И мы к этому стремимся, ведем переговоры с каждым муниципалитетом», – говорит менеджер.
В то же время одномоментное появление на рынке большого количества ЭЗС может навредить экономике инвестора, считает он, поскольку нагрузка размоется по каждой станции.
Сегодня ЭЗС устанавливают как крупные корпорации, так и частные небольшие фирмы, которые также привносят вклад в электрозарядную инфраструктуру.
«Как пример, инвестор, который строил супермаркет, рядом установил станцию. Он владеет буквально 1-2 станциями. И, конечно, мы бы хотели, чтобы у него была экономика. Если мы сейчас сделаем много станций в моменте, это может убить экономику небольших частных станций, и желания еще раз прийти частным деньгам не будет», – пояснил А. Тачков.
Действительно, все соответствующие шаги должны быть аккуратными, говорит вице-президент «Автотор-холдинг» Дмитрий Чемакин, здесь нельзя действовать обычными методами по аналогии с охватом АЗС.
«Я немного не согласен, что сеть зарядных станций должна развиваться как самостоятельный бизнес. Это все-таки опережающие инвестиции и в этой части роль государства, как федерального, так и регионального должна быть направлена на то, чтобы в каждом городе были быстрозарядные станции», – убежден он.
По его словам, «Автотор» продолжает развитие производства электромобилей, включающее расширение линейки моделей «Амберавто» и Eonyx. При этом в декабре в Калининградской области запущена в эксплуатацию гигафабрика по выпуску литий-ионных аккумуляторных батарей, в том числе для электротранспорта.
«Для компании «Автотор» производственная программа в 2025 году себя проявила. Мы уверились в правильности этого выбора, и коммерческие продажи [электромобилей] показывают, что потребитель увидел, прочувствовал и заинтересовался брендом», – рассказал Д. Чемакин.
Но активности в приобретении электромобилей не будет, если все станут ждать, когда заработает экономика у владельцев ЭЗС, добавил он.
По мнению представителя «Автотор-холдинга», здесь должна повышаться роль госструктур, направляющих инвестиции в электрозарядную сеть. Даже избыточные на первых порах мощности достаточно быстро получат необходимую загрузку от пользователей, уверен менеджер.
Кроме того, важно менять подходы к развитию ЭЗС. В частности, при строительстве торгового центра должно быть обязательно отведено место под размещение станции, решены вопросы с техническим присоединением к сетям энергетиков.
Отдельный вопрос связан с размещением ЭЗС у многоквартирных зданий. В частном доме легко установить станцию, если позволяет техническая мощность, говорит А. Тачков. Иное дело с многоэтажной застройкой. «Тут, к сожалению, сложнее, потому что станция требует высокой мощности, как правило, это 7-20 кВт, достаточно высокая», – уточнил эксперт.
Чтобы выполнить техусловия, у собственников жилья должна быть своя территория, земля. Необходимо провести собрание жильцов, что достаточно хлопотно.
«Даже если у тебя есть личная парковка, все равно нужно собрать жильцов. Если ты поведешь кабель к этой парковке, этот кабель пойдет через общедомовое имущество. Но часто получается, что об общее собрание все спотыкается. И осведомленность людей разная: кто-то погружен в тематику, понимает и хочет электромобиль, а кто-то к этому относится скептически», – рассказал А. Тачков.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



