– Глеб Вячеславович, несмотря на то, что с 15 ноября взимается плата за проезд автотранспорта массой свыше 12 т, далеко не все машины оборудованы соответствующими приборами. Как Вы считаете, введение постоплаты ускорит процесс внедрения системы «Платон»?
– Введение постоплаты за передвижение транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, которую предлагает комитет по транспорту «ОПОРЫ России», снизит остроту вопроса для потребителей. Ускорить ее работу или внедрение наше предложение не может. Тем более что с точки зрения технических и организационных мероприятий система не зависит от порядка внесения платежей.
Однако сегодня мы подготовили письмо в правительство РФ на имя Д. А. Медведева с инициативой рассмотреть предложения о послаблении экономических издержек, которые несут малые и средние предприниматели (МСП) в результате введения данного законопроекта.
Мы предлагаем внести изменения в нормы ч. 1 ст. 31.1 федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Правила взимания платы с транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 т (в новой редакции, разработаны Минтрансом России и утверждены постановлением правительства РФ от 14.06.2013 г. № 504). А именно – ввести понятие постоплаты. На наш взгляд, это увеличит количество предпринимателей, которые начнут безболезненно пользоваться системой «Платон».
На данный момент в силу различных экономических причин возможность извлекать оборотные средства на авансовую оплату проезда по федеральным дорогам общего пользования у данного сегмента бизнеса отсутствует. Финансовое состояние данного сегмента просто не позволяет осуществлять предоплату.
Если невозможно ввести постоплату для всех крупногабаритных участников дорожного движения по трассам общего пользования, то это можно сделать сегментированно. Например, крупные перевозчики могут платить авансом, а МСП – по системе постоплаты. Но целесообразнее, на мой взгляд, сделать это для всех единообразно.
Необходимость введения постоплаты также признают коллеги из ФДА «Росавтодор». Такая схема послабления не несет в себе особых рисков, в том числе и для концессионера – ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), так как вступившим в силу законопроектом предусмотрено административное наказание, которое опять же никак не зависит от формы оплаты: авансовой или постфактум.
– Облегчит ли постоплата привыкание к новым условиям использования автодорожной инфраструктуры?
– Безусловно. Для бизнеса удобнее, когда платежки отсрочены. С одной стороны, у перевозчиков возникает обязательство оплатить данную услугу. С другой – такая система позволяет владельцам транспортных средств более лояльно воспринимать нововведение и принимать решения по заказам и маршрутам.
– Но стоит ли вводить систему на условиях постоплаты в постоянном режиме?
– В своем письме в правительство РФ мы предлагаем внести изменения именно на постоянной основе. Во-первых, это целесообразно. А во-вторых, у малых и средних перевозчиков появится возможность более глубокого планирования исходя из трафика и расходов.
– Несмотря на позицию правительства, которое снизило размер платы наполовину и отсрочило взимание штрафов, многие автоперевозчики уже объявили о повышении тарифов на 15–30%. В связи с этим, как Вы считаете, могут ли, например, ритейлеры и другие постоянные клиенты автоперевозчиков перейти на железную дорогу?
– Я считаю, что этого не произойдет. Логистическая инфраструктура распределения в распределительных центрах, как правило, не рассчитана на приемку товара с железнодорожного транспорта. Это первый момент.
Во-вторых, все ритейлеры работают по принципу «точно в срок». К сожалению, железная дорога не может гарантировать четкий график поставки в силу своих технологических особенностей.
В других сегментах грузовладельцы могут частично переориентироваться с автомобильного на другие виды транспорта. Но эти показатели будут минимальны и находятся в зоне погрешности.
Надо отметить, что повышение стоимости услуг автоперевозчиков происходит ежегодно. Если мы посмотрим кривую ценообразования в этом сегменте, то увидим в ноябре-декабре резкий рост до 30% по большинству направлений. Это стандартная ситуация, так как в конце года грузопоток резко повышается в силу роста потребительского спроса, а также закрытия производственных программ и ряда других сезонных причин. В январе же по кривой ценообразования мы ежегодно наблюдаем падение цен и спроса на автоперевозки. Именно поэтому тренд роста на 20–30% в конце года не стоит связывать с введением законопроекта.
Также нужно учитывать, что в цене товара или услуги стоимость перевозки продукта конечного потребления составляет всего несколько процентов. На нее влияют и другие факторы (отпускные цены, стоимость топлива), которые, в свою очередь, зависят от инфляционных показателей, курсовых разниц и т. д.
– И все-таки многие эксперты отмечают, что если продолжится развитие ускоренных контейнерных поездов, то возможно, что часть грузов, которая сегодня перевозится автотранспортом, все-таки перейдет на железную дорогу.
– Я достаточно скептически к этому отношусь. Притока грузовой базы при максимальном повышении цены на перевозку, по прогнозам, максимум до 10% не снимет даже 1/20 грузов с автотранспорта. Конечно, какой-то минимальный их процент переориентируется на железную дорогу. Этот показатель можно будет посмотреть по итогам I квартала 2016 года.
– Может ли часть грузопотока, например скоропорт, перейти также на авиатранспорт?
– Возможно, небольшая часть перейдет, если откроется дополнительное плечо доставки.
Татьяна Симонова
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



