Стоимость бензина на биржевых торгах в России обновила исторический максимум, однако эксперты считают, что это не приведет к резкому подорожанию топлива на автозаправочных станциях. По их мнению, розничные цены будут расти постепенно и преимущественно в пределах инфляции. Об этом пишет ТАСС.
По итогам торгов 4 августа цена бензина Аи-95 впервые превысила 77 тыс. рублей за тонну, побив рекорд сентября 2023 года. Стоимость Аи-92 достигла 66,642 тыс. рублей за тонну, превысив установленную на 2025 год «цену отсечения» (66,495 тыс. рублей), с которой обнуляются выплаты по демпферу нефтяным компаниям. При этом до 31 августа действует запрет на экспорт бензина как для производителей, так и для трейдеров.
Среди ключевых факторов роста биржевых цен главный аналитик компании «Пролеум» Андрей Дьяченко назвал повышение штрафов РЖД за простои топлива в цистернах и высокую ключевую ставку, удорожившую кредиты. По его словам, это снижает готовность сетей АЗС формировать запасы:
«Рынок фактически работает с колес. Любые негативные изменения в логистике, информационный фон — все это формирует внутреннее напряжение у участников, которые переходят на покупки по тем ценам, которые есть на бирже. При этом ажиотажа в потреблении как такового нет», — отметил эксперт.
Кроме того, часть объёмов бензина на бирже реализуется между нефтяными компаниями, что ограничивает предложение для независимых покупателей.«Реального дефицита нет. Но есть нервозность и неопределенность из-за логистики (доставки и распределения)», — добавил Дьяченко.
Старший аналитик компании «Эйлер» Андрей Полищук связывает динамику цен с пиком сезонного потребления и ремонтом на отдельных НПЗ. Он напомнил, что ФАС ожидает стабилизацию ситуации по мере выхода заводов из ремонтов. «Мы полагаем, что оптовые цены частично скорректируются вниз в конце третьего квартала после прохождения высокого сезона», — отметил Полищук.
Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев указал, что нынешний ценовой рекорд достигнут без учета инфляции, и в 2023 году аналогичный уровень был ощутимее для рынка.
«Объемы производства Аи-95 не успевают за ростом парка», — добавил он, связывая динамику также с высоким уровнем импорта автомобилей.
Что касается розничного сегмента, то, по словам Дьяченко, благодаря демпферному механизму, введенному в 2019 году, передача биржевой динамики на цены на АЗС остается сглаженной.
«Какого-то скачкообразного роста ждать не стоит, хотя он и не исключен в негативном сценарии», — подчеркнул эксперт.
По оценке Гусева, цены на АЗС будут расти в пределах инфляции. Он ожидает, что в ближайшие две недели объем предложения на бирже увеличится благодаря запрету экспорта, что окажет давление на цены.
Полищук также не прогнозирует резкого роста: «Рост оптовых цен на розничные цены будет перекладываться постепенно и равномерно, без резких скачков».


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



