+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.04.2024 11:35:33
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Дефицит кадров и рост издержек – основные проблемы рынка автомобильных грузоперевозок

По итогам 2023 года объемы грузовых автоперевозок на российском рынке увеличились на 12%. Но главные проблемы логистической отрасли – дефицит кадров и рост издержек – остались нерешенными. Что ускорит полное восстановление отрасли, рассказали в ГК «Альфа-Лизинг», передает All-Leasing.ru.
В России объемы грузовых автоперевозок в 2023 году выросли на 12% по сравнению с 2022 годом, особенно на внутреннем сообщении. Основной предпосылкой для этого стало активное развитие маркетплейсов и электронной коммерции. Помимо этого, в стране растет оборот промышленных производств, продукция которых нуждается в оперативной отгрузке потребителям. Повышение спроса на доставку в торговые сети – еще одна причина положительной динамики. Объем перевозок в розничные точки вырос на 26% год к году. На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение спроса на 45%, грузооборота – на 63%. Кроме того, в прошлом году автоперевозки частично закрывали объемы железнодорожной транспортировки, особенно в периоды простоя железных дорог из-за непогоды.

Международные автомобильные грузоперевозки показывают более умеренный рост. Например, объем европейского рынка в 2023 году сократился на 0,4% в реальном выражении, до €448 млн по сравнению с 2022 годом. Лидером по абсолютным объемам международных автоперевозок остается Белоруссия – рост заявок в экспортном сообщении увеличился на 48%, в импортном – на 41%.

По объему перевозок также преуспевает Китай: количество заявок на импорт увеличилось в 3 раза, на экспорт – на 88%. Грузоперевозки в Китай и обратно включают товары народного потребления и оборудование, кроме того, в 2023 году было снято таможенное ограничение на поставки фруктов из Китая, в связи с чем увеличилось число заказов на рефрижераторные перевозки.

В остальных странах, с которыми у России налажен товарообмен, наблюдается снижение спроса на международные автомобильные грузоперевозки. Однако на отрицательные результаты косвенно влияет не только низкая проходимость погранпунктов, но и дефицит квалифицированных кадров и в целом рост издержек логистических компаний. Например, нехватка водителей-дальнобойщиков стала причиной роста цен на автоперевозки грузов 27,9% к началу 2024 года. Сейчас рынок труда в России в данном направлении – рынок соискателя, где они имеют возможность требовать повышения уровня зарплаты, удобного им графика и условий работы. Несмотря на это, приток новых кадров в отрасль достаточно слабый. Средний возраст дальнобойщиков составляет 45–55 лет. Ажиотажный спрос на персонал вместе с низким спросом может поднять зарплаты в сфере логистики еще на 20–30% в 2024 году, так как соотношение вакансий и резюме в отрасли сейчас составляет 3:1.

Сейчас издержки логистических компаний, помимо нехватки водителей и роста зарплатных ожиданий, растут из-за подорожания топлива и обслуживания транспортных средств. Соответственно, это отражается на стоимости перевозок. Так, в 2023 году цены на автомобильные грузоперевозки по России в среднем увеличились на 27,9%, а в последние три месяца наблюдался рост на 6,1%. Особенно заметно подорожали рейсы из Москвы в Нижний Новгород – на 72,6%. В то же время стоимость доставки из Москвы в Екатеринбург снизилась на 7,4%. Международные тарифы также выросли: экспорт из России подорожал на 16%, а импорт – на 12%.

Побороть кадровый голод позволит возрождение государством профильных учебных заведений, которые раньше находились в разных регионах страны и готовили профессиональных водителей категорий D и СЕ, а также работа над популяризацией профессии водителя. Логистическим компаниям в частном порядке стоит рассмотреть организацию собственных кратковременных обучающих курсов для подготовки профильных кадров. Сократить операционные издержки на обновление автопарков и складского оборудования поможет лизинг с минимальными первоначальными затратами на выгодных условиях для представителей бизнеса.

«Чтобы удержать рост цен на автомобильные перевозки грузов, отрасли необходима автоматизация и цифровизация, за счет которых возможно сократить часть операционных расходов, оптимизировать маршруты и улучшить эффективность использования транспорта, – считает Анна Грахова, руководитель направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг». – Но в сфере грузоперевозок не хватает не только водителей, но и работников склада, грузчиков, курьеров, экспедиторов. Здесь тоже оптимальным решением станет оцифровка ряда процессов. Например, в 2023 году начались тестовые отгрузки по электронным транспортным накладным, в 2024 году ожидается полный их переход в онлайн. В текущем году растет и число роботов, задействованных во многих операционных процессах на складах».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions