– В 2024 году рост утилизационного сбора на ввозимую в Россию технику спровоцировал ажиотаж: тысячи единиц китайских грузовых автомобилей и спецтехники были ввезены, чтобы успеть попасть под старые ставки. Логистические цепочки испытывали перегруз, склады были переполнены, а товарооборот с КНР достиг рекордных значений. Сейчас рассматривается новый этап повышения утильсбора, предположительно, в ноябре 2025. Значительная часть запасов грузовой автомобильной техники уже распродана, спрос снизился из-за насыщения рынка в 2024 году. Но часть техники до сих пор стоит у дилеров, в первую очередь это дорогостоящие модели либо спецтехника узкой ниши.
– Как поведет себя рынок в преддверии повышения утильсбора в 2025 году? Вновь ожидать массовых закупок или в этот раз даже повышение не мотивирует завозить технику?
– В 2023–2024 годах началось массовое обновление автопарков, поэтому острой нехватки в транспорте сейчас нет. Но компании продолжают обновлять свою технику, часть из них все равно будет закупать технику до планируемого повышения утильсбора, чтобы сэкономить. В то же время российский бизнес будет более взвешенно подходить к вопросу закупок на фоне возможных изменений. Из-за этого, как мне кажется, объем импорта по итогам 2025 года будет ниже показателей предыдущего периода. Ажиотажа, как в прошлом году, не будет.
– Будет ли ажиотаж на погранпереходах в этом году?
– Скорее всего, ситуация на погранпереходах, как в 2024 году, когда из-за массовых поставок были огромные очереди в Забайкальском, Амурском крае и Приморье, не повторится. Да, возможны локальные задержки, но в целом погранпереходы сейчас работают стабильно. Существенного ажиотажа при ввозе автомобильной техники на данный момент пока не наблюдается.
– Сперва западные бренды техники считались дорогими, а китайские – безвыходной альтернативой. Сейчас и китайские бренды становятся финансово неподъемными. На что переходить? Сопоставимо ли по ценам и качеству европейское, китайское и отечественное производство тягачей, прицепов?
– Ключевой вопрос, который встал на рынке: автомобиль какой марки выбрать? Небольшая часть европейской техники все еще доступна через третьи страны. Но цена и логистика делают ее практически премиальной.
Китайские бренды начинали как «альтернативные» модели, но по мере своего развития они становятся более актуальными, планомерно расширяют модельный ряд и работают над качеством. При этом производители предлагают относительно доступные цены в сравнении с европейскими аналогами.
Отечественные тягачи и полуприцепы пока ограничены по качественным показателям (ресурс, надежность, сервисная сеть). Производственные мощности есть, но роста хватает скорее на частичное закрытие потребностей региональных перевозчиков, а не на масштабную замену импортного рынка.
Ценовое сопоставление показывает, что китайские тягачи стоят около 7–12 млн руб., отечественные аналоги – 5–10 млн. руб., европейские модели – от 12 млн руб.
Так, европейские производители фокусируются на премиальном сегменте. Российские производители достигли существенного прогресса в качестве сборки и комплектующих, и наращивают выпуск тягачей и полуприцепов. Китайские бренды активно локализуют производство в России, что положительно влияет на сервис и доступность запчастей. По данным агентства НАПИ, китайские грузовики теряют лидерство на рынке новой техники и, на мой взгляд, спрос на китайские грузовики снизится, но полностью не исчезнет. Хотя сейчас продажа китайских машин практически сравнялась с отечественными продажами.
Беседовала Анна Маничева


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



