+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2020 12:47:06
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Импортозамещение и локализация грузового автомобилестроения поддерживается конъюнктурой рынка

Более 60 % рынка новых грузовых автомобилей в России приходится на российские компании. О том, какие факторы этому поспособствовали, мы поговорили с представителями Финансового университета при правительстве РФ – руководителем и доцентом департамента отраслевых рынков Антониной Шарковой и Татьяной Крейденко.
Импортозамещение и локализация грузового автомобилестроения поддерживается конъюнктурой рынка
- Антонина Васильевна, как вы можете оценить процесс импортозамещения и локализации грузового автомобилестроения в России?

АВ: - В Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 г., принятой в апреле 2018 г. импортозависимость в сегменте грузовых автомобилей оценивалась на уровне свыше 25 % (в 2008 году - около 10 %) при одновременном усилении зависимость от импорта в производстве автокомпонентов. Например, доля импортных комплектующих в производстве двигателей внутреннего сгорания в 2016 году составляла 26 % (в 2008 году - менее 2 %).

Сама ситуация развивалась на фоне реализации принятого в марте 2015 г. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной отрасли. Результатом его деятельности должно было стать к 2020 г. сокращение импорта при производстве автомобилей по 50 продуктам. При этом в самом плане было отмечено, что к 2020 г. по почти половине из них необходимо практически с «нуля» создать производство 25 технологических решений, для которых не существовало в России аналогов зарубежного производства. Кроме того, по ряду продуктов и технологий наблюдалось значительное технологическое отставание, что также снижало конкурентоспособность отечественных комплектующих даже на внутреннем рынке.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2013 г. на территорию России было импортировано почти 90 тыс. моторных транспортных средств по перевозки грузов на общую сумму около 3 млрд. долл., в 2016 г. – всего 20 тыс. единиц стоимостью чуть более 1 млрд. А с 2017 г. объемы импорта опять начали расти как в стоимостном, так и в количественном выражении. В 2019 г. в Россию было ввезено почти 30 тыс. грузовых транспортных средств на сумму почти 2 млрд. долл. Аналогичная ситуация и по комплектующим.

- Татьяна Федоровна, а что привело к росту импорта?

- ТФ: Одним из факторов ростов объема импорта в стоимостном выражении стала отмена в России по требованию ВТО с 1 июля 2018 года льгот на импорт комплектующих для производства автомобилей в рамках режима промышленной сборки, введенного в 2005 году.

Первой компанией – иностранным производителем грузовой техники, которая начала полномасштабное производство на территории России стало акционерное общество «Вольво Восток». С мая 2009 г. продукция компании, произведенная на заводе Volvo в Калуге, признана отечественной и внесена в утвержденный перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами Российской Федерации с использованием субсидий.

Свои промышленные площадки на территории России имеют предприятия компаний Scania и MAN, эксплуатирующие общую сборочную линию на заводе в Санкт-

Петербурге. Но при плановой мощности производства 6,5 тыс. машин в год реальная загрузка – менее 1 тыс. К тому же несмотря на то, что в июле 2018 г. компания Scania запустила серийное производство грузовой техники нового поколения, используемая технология мелкоузловой сборки CKD хотя и считается производством полного цикла, предполагает сборку автомобиля из импортных деталей.

- Кто является лидерами российского рынка грузовых автомобилей?

АВ: - Абсолютным лидером среди новых грузовых автомобилей является российский КАМАЗ, на долю которого приходится 1/3 российского рынка. Наиболее популярной моделью на российском рынке является техника на шасси КАМАЗ-43118, широко используемые предприятиями ТЭК и лесной промышленности.

Причем в планах компании довести показатель локализации в производстве своих наиболее популярных продуктов в ближайшее время до 80-85%. Именно компания «КАМАЗ» была одной из первых, получивших в 2017 г. сертификат Made in Russia от Российского экспортного центра (РЭЦ).

Группа компаний «ГАЗ» - второй крупный игрок на российском рынке, на долю которого приходится более 10%.

Третий российский игрок – автомобильный завод «Урал» занимающий 5-6 % рынка. Он пока уступает на российском рынке компаниям Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, MAZ, на долю которых в 2019 г. пришлось от 6 до 8% рынка.

Господдержка, адресованная в первую очередь российским производителям, приводит к тому, что именно они во многом сейчас определяют ландшафт российского рынка коммерческих машин. Более того, именно российские грузовики в первой половине 2020 г. демонстрировали рост объемов продаж на 5-7% тогда как зарубежные производители сократили свое присутствие на 10-20%.

- Какие факторы в данный момент влияют на популярность отечественных грузовых автомобилей?

ТФ: - Основными факторами, определяющими конкурентные преимущества российских грузовых автомобилей, являются соотношение цена – качество: российские автомобили на 15-20% дешевле аналогичных моделей иностранных производителей.

Кроме того, в отличие от рынка легковых машин, который находится в постоянной динамике (и далеко не всегда положительной) за счет роста цен, грузовой сегмент рынка более стабилен.

Свою роль играет и широкая сеть дилерских компания у российских автопроизводителей. Это упрощает не только вопрос покупки, но и дальнейшее обслуживание, ремонт, покупку запчастей и пр.

Российские производители ежегодно подтверждают высокий технологический уровень своей продукции на российском и международном рынках. Грузовые автомобили компании КАМАЗ более 16 лет становятся победителями трансконтинентального автопробега «Дакар», а последние 11 лет и победителями ралли-рейда «Шелковый путь» в категории «грузовые автомобили». Именно российские автопроизводители стали одними из первых в мире, начавших активную работу по разработке и тестированию систем беспилотного вождения для грузовых автомобилей.

Важную роль в усовершенствовании, повышении качества и возможностей новых российских грузовиков играет плотное сотрудничество с зарубежными компаниями.

- Какая динамика отмечается в контексте спроса/предложения в секторе отечественного грузового автомобилестроения?

АВ: - Коммерческие машины — это инструмент ведения бизнеса, и ослабление их продаж связано с общей экономической обстановкой, которая сейчас еще больше усложняется в связи с ослаблением рубля, распространением коронавируса, падением бирж и замедлением деловой активности.

В связи с чем сокращение продаж грузовых автомобилей в 2019 г. происходило на фоне сокращения спроса, связанного с отсутствием достаточной поддержки со стороны государства; колебанием цены на нефть с фиксацией на более низких значениях; колебанием курса валют к рублю со значительными периодами ослабления рубля; ростом НДС до 20%; сокращением объёмов и темпов роста малого бизнеса; вынужденным ростом стоимости автокомпонентов и автомобилей.

К тому же высокие кредитные ставки для бизнеса, отток иностранных инвестиций в отрасль, спад инвестиционной активности российского бизнеса, снижающаяся платежеспособность потребителей не стимулировали спрос на рынке. Фактически единственным фактором, определившим незначительный рост рынка грузовых автомобилей в 2019 г. стало анонсирование государством утилизационного сбора с января 2020 г. на фоне естественной необходимости обновления автопарка.

ТФ: - Компенсация утилизационного сбора и субсидированный лизинг – ключевые инструменты поддержания продаж коммерческих автомобилей в России. В долгосрочной перспективе драйверами развития рынка станет замена устаревшей техники и ужесточение экологических требований. Средний возраст парка грузовых автомобилей составляет 20 лет, при этом показатель темпа выбытия старого автопарка в России составляет 7% в год. При этом 2/3 от зарегистрированного автопарка грузовых машин не отвечают нормам выброса даже «Евро-2». А соответствует «Евро-5» менее 5% грузового автопарка. В тоже время для коммерческих компаний, бизнес которых связан с работой грузового транспорта, ужесточение налоговых ограничений на старые автомобили может стать существенной проблемой в развитии самого бизнеса и не приведет к росту объемов продаж новой техники.

Беседовала Юлия Чернышевская

Полную версию интервью читайте в номере 22 журнала «РЖД Партнер».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions