Эксперимент начат
Прохождение досмотра грузовиков на границе за 10 минут – для большинства пунктов пропуска пока все же задача из будущего. В ноябре вице-премьер РФ Виталий Савельев заявлял в интервью телеканалу «Россия-24», что среднее время проезда грузовика через границу РФ составляет 38 минут. Он также отмечал, что для сокращения сроков необходимо полностью организовать работу служб на границе, провести цифровизацию документооборота и обмена этими документами в цифровом виде между службами.
Первый шаг к обновлению, однако, сделан – это проведение эксперимента по внедрению интеллектуального пункта пропуска на пункте Тагиркент-Казмаляр, расположенном на границе с Азербайджаном.
По данным Минтранса РФ на начало декабря 2025 года, между министерством и государственными контрольными органами согласована дорожная карта для сокращения времени досмотра. «Она содержит как инфраструктурные мероприятия, так и работу над нормативно-правовой базой, которая ведется совместно с Советом Федерации. В следующем году планируется обеспечить 10-минутный норматив досмотра в 5 пунктах пропуска через государственную границу», – передавал Минтранс РФ слова руководителя Андрея Никитина.
К 2030 году планируется создание единой интеллектуальной системы в 55 приоритетных автомобильных пунктах пропуска.
Для этого осуществляется планомерная модернизация инфраструктуры и внедрение цифровых технологий. Пожалуй, ключевой инструмент здесь – внедрение технологий на базе интеллектуального пункта пропуска. Как мы уже пояснили, подобный подход уже начали применять в АПП Тагиркент-Казмаляр.
«С 1 декабря 2025 года Минтранс приступил к реализации экспериментального моделирования проезда грузовых транспортных средств в данном пункте пропуска в потоковом режиме. После завершения эксперимента будет проведена доработка информационных систем Минтранса и государственных контрольных органов», – отмечает пресс-служба Минтранса РФ.
Планы на будущее
Ранее тема развития пунктов пропуска на погранпереходах активно обсуждалась на Транспортной неделе – 2025. Участники заседания, посвященного этой теме, согласились, что для реализации идеи перехода на 10-минутное прохождение границы необходимо решить ряд проблемных на сегодня моментов.
«Мы совместно с коллегами-сенаторами принимали закон об электронной очереди <…>. Но это всех проблем не решило. Очень большие вопросы по капстроительству и реконструкции. Сдвижки вправо на 2–3 года – это прямое удорожание, подчас в разы», – комментировал Павел Федяев, первый зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
По данным заместителя главы Минтранса РФ Валентина Иванова, обновление проводится с положительной динамикой: так, 85 пунктов пропуска были модернизированы и оснащены в 2024 году, 90 – в планах по итогам 2025 года. Для сравнения: с 2017 по 2021 год были модернизированы и оснащены всего 64 пункта пропуска.
Но необходимо не только обновление инфраструктуры и подъездных путей, но и создание цифровых высокоинтеллектуальных систем пунктов пропуска, внедрение электронных очередей, инспекционно-досмотрового оборудования портального типа, автоматизированных систем паспортного контроля, говорил первый заместитель Министра транспорта РФ Константин Пашков. Часть процессов уже запущены, но они требуют масштабирования.
По информации Минтранса РФ, к 2030 году запланирована комплексная модернизация 87 приоритетных пунктов пропуска, на 55 АПП должны быть созданы интеллектуальные пункты пропуска.
Сомнения
Если говорить о работе сухопутных пунктов пропуска, то положительные изменения уже сейчас чувствуют и непосредственно участники рынка, говорит руководитель отдела логистики компании «Транссертико» Никита Ларин. Он ценил ситуацию и на ж/д и на автомобильных пунктах пропуска.
«Могу констатировать, что пункты пропуска непрерывно модернизируются, для ж/д строятся и открываются дополнительные сортировочные пути, МАППы тоже развиваются. Сокращение времени прохождения границы также связываю с оптимизацией досмотровых процедур и с большим вниманием участников ВЭД к корректному оформлению товаросопроводительных документов. Отдельно хочу выделить МАПП Алашанькоу – Достык, он стремительно развивается. И, конечно же, МАПП Маньчжурия – Забайкальск, если верить статистике, то данные МАПП сейчас ставят рекордные показатели, например, за ноябрь грузопоток увеличился более чем на 40% по сравнению с АППГ», – прокомментировал эксперт.
Развитие инфраструктуры увеличило мощности ключевых погранпереходов, но при этом временами возникали серьезные сложности, уточнил он: «Я связываю их с ужесточением экспортного контроля со стороны Китая, транзитного контроля со стороны Казахстана и активной борьбой с недобросовестными участниками ВЭД. Также из-за повышения утилизационного сбора в определенный момент на границах случился аврал. Наконец, повышение НДС с 2026 года также заставляет многих импортеров увеличивать количество закупок, что, в свою очередь, сказывается на нагрузке пунктов пропуска».
На будущее развитие, связанное для пунктов пропуска с цифровизацией, он смотрит с долей скепсиса. «Цифра» может помочь, но все же не стоит забывать про обработку груза, которая отнимает больше всего времени. «Из-за этого у экспертов есть вопросы к «10 минут», если говорить про коммерческие грузы, а не про почтовые отправления», – прокомментировал Н. Ларин.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



