За последние пять лет дефицит водителей увеличился с 15% до 21%, говорит Вадим Филатов, замдиректора ПЭК. Это мнение подтверждают топ-менеджеры ГК «Маршал», ПЭК и Boxberry. Наиболее острым признан дефицит профессиональных дальнобойщиков, управляющих фурой массой свыше 3,5 тонны («СЕ»). Из каждой сотни фур, максимум, пять не выходят в рейс, потому что некого посадить за руль.
«Если дефицит будет расти, то доставлять грузы будет некому», — говорит Филатов.
Причин для роста числа профессиональных водителей пока нет: число автошкол, которые готовят водителей грузовиков, не увеличивается, а тяжелые условия труда и невысокая заработная плата не привлекает в отрасль специалистов. Дальнобойщики в рейсе проводят до 18 дней ежемесячно, а средний возраст дальнобойщика – 50 лет. Со слов Филатова профессия потеряла привлекательность для молодежи.
«В профессию мало кто хочет идти. Водить грузовики летом и зимой по дорогам, где нет нормальных стоянок и вообще нет нормальных условий для водителей – кто захочет?» — добавляет Михаил Белоусов, гендиректор ГК «Маршал».
В краткосрочной перспективе одним из решений проблемы мог бы стать наем иностранных работников, считают топ-менеджеры ПЭК и ГК «Маршал». Но для выхода на работу иностранец должен либо сам получить патент, либо этот документ приобретет для него работодатель. Но совершать межрегиональные перевозки такой работник не может, так как патент позволяет сотруднику работать только в пределах выдавшего его региона, и, главное, он выдается на определенное время. Главный минус для работодателя – дополнительные расходы на водителя, который работает «по региону».
Удивительно, но дальнобойщики предпочитают переходить в курьеры. Спрос на них только усиливается. По состоянию на июнь 2023 года их нехватка составляет примерно 20%, а в высокий сезон, который длится с сентября по декабрь, дефицит традиционно увеличивается до 30%.
E-comm просит продаж
О парадоксе на рынке говорят топ-менеджеры Boxberry, ГК «Маршал» и Pony Express: логистические услуги на рынке востребованы, но менеджеров, которые могут их качественно предоставить, почти нет. Компании готовы брать кандидатов без опыта работы, предлагая им на входе легкие обучающие форматы различного вида, гибридный или удаленный режим работы, об этом РЖД-Партнеру говорит Галина Головкова, директор по персоналу Boxberry
«Отклика кандидатов на вакансию практически нет. Миф о «легких» деньгах в продажах развеян давно, отсюда и падение интереса», — добавляет она.
Компании ПЭК и Pony Express предлагают вакансии агентов по продажам услуг компаний. То есть любое юрлицо или индивидуальный предприниматель при продаже получает до 30% выручки по привлеченным клиентам, говорит гендиректор компании Марья Дей. Но ситуация «сложной» остается не первый год, и дефицит менеджеров по продажам только нарастает. В первые пять месяцев на крупнейшей рекрутинговой платформой hh.ru ежемесячно публикуют по 2 тыс. вакансий менеджеров по продажам/по работе с клиентами, еще 1,6 тыс. вакансий менеджеров по логистике/специалистов по внешнеэкономической деятельности. Но удовлетворить спрос работодатели пока не могут. Медианные зарплаты вакансий в отрасли выросли на 12%, до 66 тыс. руб.
Дальше – только хуже, дефицит менеджеров по продажам будет только усиливаться, такой прогноз выдает Михаил Белоусов. Компании, чтобы как то выйти из ситуации, набирают менеджеров по логистике, а уже на предприятии они проходят переобучение.
«Сейчас достаточно много ВУЗов выпускают менеджеров по логистике – это люди, которые понимают, о чем идет речь в логистике. Мы их принимаем в качестве менеджеров по продажам», — резюмирует он.