В начале 2025 года стало известно о законопроекте, предполагающем отменить систему «Платон», – плату за проезд большегрузных автомобилей, которая вызывает протесты и увеличивает расходы транспортных компаний.
Депутат Андрей Кузнецов сообщил, что в условиях текущих социально-экономических трудностей отмена этой системы снизит издержки бизнеса, поможет логистике, сдержит рост цен на продукты и поддержит доходы граждан, не требуя дополнительных расходов.
Он подчеркнул, что «Платон» дает бюджету примерно около 2,1 трлн рублей в год и предложил альтернативные источники компенсации: отмену НДС-возмещения для экспортеров сырья, наведение порядка в госзакупках.
«С одной стороны, отмена «Платона» сейчас выглядела бы как хороший жест в сторону бизнеса: меньше административной нагрузки, ниже издержки на логистику, чуть легче дышать в условиях турбулентности. Особенно для малого и среднего транспорта, который и так балансирует между «везем в минус» и «работаем на топливо». С другой – дороги не чинят себя сами. И если убрать этот источник компенсации, то кто заплатит за «разбитый подъезд к складу»? Бюджет? Регионы? Или снова бизнес, но через налоги и в два раза дороже?», – отметила кандидат экономических наук, эксперт по продвижению Лилия Алеева.
Необоснованные штрафы
Ударяет по перевозчикам «Платон» не только фактом своего существования, но и необоснованными штрафами. Так, в 2023 году «Грузавтотранс» направил обращение в Ространснадзор России с просьбой выяснить причину возникновения огромных необоснованных штрафов по системе «Платон». Тогда предположили, что причиной произошедшего стали сбои бортовых устройств – они могли неожиданно выйти из строя, и большегруз преодолевал часть пути без системы, из-за чего и приходили штрафы.
Ошибочные штрафы продолжили приходить и в начале 2025 года. Водителям пришлось записать видеообращение к президенту России Владимиру Путину, кубанские перевозчики готовили коллективное обращение в адрес главы СКР Александра Бастрыкина с просьбой урегулировать ситуацию. Минтранс тогда пообещал взять ситуацию «на контроль». Причина появлений необоснованных штрафов, по версии перевозчиков, была в некорректной работе РЭБ – по координатам грузовик мог оказаться в Австралии или Исландии, а система в этот момент фиксирует, что устройство было отключено или транспорт сошел с маршрута.
Позиция власти
Раскрывая тему штрафов в этом теме, со стороны властей есть мнение, что перевозчики намеренно выбирают совершать административное нарушение.
В начале 2025 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривал увеличение штрафа с 5 до 20 тыс. рублей за неуплату проезда большегрузов по трассам по системе «Платон».
Причина резкого повышения одна – в правительстве отметили, что перевозчикам стало выгоднее получать штрафы и оплачивать их с 50% скидкой, чем в целом отдавать деньги по тарифу 3,05 руб./км пройденного пути. Об этом говорит приводимая статистика в пояснительной записке к законопроекту.
«В соответствии со статистическими данными Ространснадзора, в 2019 году вынесено 1097 тыс. постановлений по делу об административном правонарушении, в 2020-м – 1173 тыс., в 2021-м – 830 тыс., в 2022-м – 1621 тыс., в 2023-м – 1514 тыс. постановлений. Таким образом, за 2–3 года количество фиксируемых правонарушений увеличилось более чем на 47%», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – «По данным системы взимания платы, в 2023 году зафиксировано 2 144 686 случаев, когда в отношении 175 491 грузовых транспортных средств различных грузоперевозчиков внесена плата за пробег по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения более 820 километров за сутки. Таким образом, при размере платы, составляющем 3,05 руб./км пройденного пути, данным грузоперевозчикам выгоднее оплачивать штраф в размере 50 процентов, чем вносить плату. Причем в 2023 году рост вышеописанных случаев, при которых экономически выгоднее уплачивать штраф, чем вносить плату за пробег, составил 64% к значению за 2022 год».
Отмена отклонена
В феврале 2025 года Госдума отклонила в первом чтении законопроект об отмене системы «Платон». Против принятия также выступили Счетная палата, комитет Госдумы по бюджету и налогам.
Если этот законопроект будет принят, федеральный бюджет потеряет доходы. Это, в свою очередь, приведет к снижению финансирования мероприятий, связанных с дорогами, в том числе в рамках национальных проектов. Кроме того, возникнут дополнительные расходы на сохранение или уничтожение объектов системы взимания платы за проезд.
По оценкам Минтранса, отмена системы «Платон» приведет к потере не менее 2,1 трлн рублей в год в дорожных фондах всех уровней. Это потребует выделения дополнительных средств для обеспечения дорожной деятельности.
Кандидат экономических наук Лилия Алеева тем временем подчеркнула, что в данном вопросе не стоит бросаться из крайности в крайность.
«Если смотреть трезво: «Платон» – это не враг, а налог с дороги. Тот, кто «ест асфальт» ежедневно, должен участвовать в его ремонте. Это логика, с которой трудно спорить. Но вопрос не в логике, вопрос в балансе. Я бы сказала так: я не за отмену, я за перезагрузку. Прозрачные правила, цифровизация маршрутов, льготы для тех, кто ездит эффективно и экологично. Платить – да. Но с пониманием, за что и куда идут деньги. Без этого «Платон» – как платеж за воздух. Экономике сейчас нужно не убирать инструменты, а делать их гибкими, как пружина, а не хрупкими, как стекло. Иначе – рванет в неподходящий момент. Так что я – за пересмотр, но не за отмену. Умный диалог вместо резких решений. Именно он сейчас и нужен бизнесу, и государству, и дорогам», – отметила Л. Алеева.