+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.12.2025 10:20:31
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Рынок автоперевозок Китай – Россия: осенняя стабилизация после летней волатильности

Осень 2025 года обозначила постепенную стабилизацию ставок на автоперевозки из Китая в Россию после заметных колебаний в августе – сентябре. Данные по направлению Шанхай – Москва через два крупнейших сухопутных коридора – Алашанькоу – Достык и Маньчжурия – Забайкальск – демонстрируют разнонаправленную динамику: по первому маршруту рынок постепенно «поджимается» к стабильному ценовому коридору, тогда как по второму наблюдается ускоренный рост ставок на фоне перегрузки перехода.

В октябре 2025 года рынок импортных автоперевозок сохранял напряженную конкуренцию с железнодорожным транспортом – прежде всего на восточных маршрутах. Несмотря на умеренные ставки ж/д‑сервиса (в расчете на 1 TEU до станций Московского транспортного узла), автотранспорт удерживал позиции за счет гибкости и скорости. При этом средняя стоимость автоперевозки по сопоставимому маршруту (без учета разницы в вместимости тентованной фуры и контейнера) оставалась примерно вдвое выше ж/д тарифов.

С октября расчеты между участниками рынка фактически перешли на юани, хотя ранее российские перевозчики назначали цены в рублях, а китайские экспедиторы – в юанях. Для удобства обе стороны продолжают пересчитывать ставки в доллары США.

В контейнерах автомобилями перевозили в основном электронику и бытовую технику, а также другие товары народного потребления (прежде всего товары e-commerce), автозапчасти и комплектующие для сервисных сетей в РФ. Эти позиции в октябре выросли. Перевозки стройматериалов в контейнерах, химии и металлоизделий, наоборот, снизились из-за сезонного перераспределения спроса или снижения маржинальности в автодоставке.

Алашанькоу – Достык: плавное восстановление после всплеска.

Динамика ставок (FTL 13,6 м)

  • Август: 8500–9200 USD

  • Сентябрь: 8100–9500 USD

  • Октябрь: 8500–8800 USD

По данным руководителя операционного отдела NOVELCO Ивана Аристархова, в октябре – ноябре ставки на перевозку контейнерных грузов из Шанхая до Москвы через Алашанькоу – Достык составляли 8300–8600 USD FTL.

В пересчете на контейнер 40 футов

  • Август: ~7120 USD

  • Сентябрь: 6520–7650 USD

  • Октябрь: 6840–7080 USD

Сроки доставки

  • Сентябрь – октябрь: 16–18 суток

С одной стороны, в августе наблюдался рост спроса на импортные перевозки, особенно из Китая, что связано с сезонной подготовкой к высокому сезону и перераспределением грузопотоков с других видов транспорта: погрузка на железную дорогу продолжала снижаться, отмечался рост спроса на импортные морские перевозки, но места заканчивались за 10–14 дней до планируемой даты отправления, тарифы на авиафрахт из Китая оставались стабильными, но рос спрос на альтернативные сервисы, такие как TIR-авто, которые позволяли доставлять груз из Китая за 10–12 дней по привлекательным тарифам. С другой стороны, сохранялись сложности, связанные с усилением таможенного контроля, геополитическими факторами и конкуренцией с другими видами перевозок. По данным ATI.SU, количество заявок на импортные автоперевозки увеличилось на 50% в годовом выражении. Особенно заметный рост зафиксирован на китайском направлении – на 178% за полугодие.

Как следствие, в сентябре рынок показал существенную разбалансировку. На это также наложились сложности с транзитом через Казахстан, снижение импорта новых грузовиков и усиление регуляторного давления: вилка ставок расширилась, особенно по верхней границе, что отражало попытки перевозчиков компенсировать повышенные операционные расходы.

В октябре цены вновь «собрались» в более узкий коридор: рынок адаптировался, логистические цепочки через Казахстан стабилизировались. Уровень ставок в пересчете на 40-футовый контейнер удерживался вблизи 7 тыс. USD. Ставки через этот погранпереход колеблются в пределах разумного коридора, сроки доставки предсказуемы. Маршрут остается предпочтительным для плановых поставок и контрактной логистики.

Маньчжурия – Забайкальск: устойчивый рост ставок и ограниченная пропускная способность

Динамика ставок (FTL 13,6 м)

  • Август: 9100 USD

  • Сентябрь: 8500 USD

  • Октябрь: 10 800 USD

По данным И. Аристархова, в октябре – ноябре ставки на перевозку контейнерных грузов из Шанхая до Москвы через Маньчжурия – Забайкальск даже достигали 12 000–13 000 USD FTL.

В пересчете на контейнер 40 футов

  • Август: ~7320 USD

  • Сентябрь: ~6840 USD

  • Октябрь: ~8690 USD

На фоне относительной стабильности Алашанькоу – Достык переход Маньчжурия – Забайкальск демонстрирует ярко выраженный рост. После небольшого снижения в сентябре – вероятно, кратковременного, вследствие перераспределения экспортных потоков – в октябре ставки резко выросли, превысив 10 000 USD за фуру.

Ключевые факторы октябрьского скачка:

  • сезонный рост импорта перед Новым годом;

  • ограниченные мощности Забайкальска (автоочереди, нехватка инфраструктуры для оперативной обработки грузов);

  • усилившийся спрос со стороны ретейла и маркетплейсов;

  • переток объемов с железной дороги на автотранспорт из-за задержек и ограничений на контейнерных поездах.

Разрыв между маршрутами увеличивается

  • В августе разница составляла около 600–700 USD (FTL).

  • В сентябре – примерно 400 USD.

  • В октябре – уже более 2 000 USD.

Это делает переход через Забайкальск менее привлекательным для массовых поставок, но он остается востребованным благодаря прямому выходу на крупнейшие производственные кластеры Северного Китая.

25 ноября 2025 года РЖД-Партнер опубликовал первый выпуск нового ежемесячного исследования «Контейнерные перевозки: цены и маршруты» за октябрь текущего года. Исследование подготовлено в веб-формате, все таблицы доступны для скачивания в различных форматах.

Исследование «Контейнерные перевозки: цены и маршруты» отражает полную ценовую картину рынков контейнерных перевозок различными видами транспорта, оперирования фитинговыми платформами, производства и аренды контейнеров, а также эксплуатационные показатели контейнерных перевозок за прошедший месяц. Исследование позволяет оценить актуальное состояние рынка контейнерных перевозок с точки зрения стоимости услуг и размера затрат, что поможет участникам рынка в оперативном и стратегическом планировании деятельности. Исследование подготовлено на основе подробных опросов производителей, поставщиков услуг, потребителей и ключевых экспертов рынка.

Ознакомиться с полным содержанием исследования можно по ссылке.

Цены на подписку также указаны по ссылке.

Заявку на подписку можно отправить с указанной страницы или по электронной почте rasp@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions