• Ставка на полувагон
    2800
    22 %
    руб./сут.
    Апрель 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 82.09 0.63 EUR ЦБ РФ 88.04 0.87
    BTC 26544.24 usd BTC 2203171.92 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.03.2023 10:00:00
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Ритейлу не хватает грузовиков

О проблемах обновления автотранспорта для обеспечения рынка товарами повседневного спроса говорилось на полях 26-го Московского международного логистического форума.
Ритейлу не хватает грузовиков
Объемы упали, цены взлетели

Директор департамента по управлению логистическими условиями и цепям снабжения компании «Магнит» Роман Рабаев напомнил, что в 2022 году объем выпуска грузовиков в России упал на 25%. Хотя по некоторым моделям наблюдался рост, в частности, выросло производство автомобилей для нужд Министерства обороны, на рынок FMCG-перевозок стало поступать гораздо меньше отечественного транспорта.

Стоит сказать, что в прошлом году в РФ на 42,5% сократился выпуск малотоннажных грузовых автомобилей, до 69 тыс. ед. До того, с 2017 по 2020 год их производство было стабильным, ежегодно в данном сегменте автопрома выводилось на рынок примерно 90 тыс. машин (в 2021-м произошел рост до 120 тыс. ед.). Выпуск средне- и крупнотоннажного транспорта в 2022-м упал к предыдущему году на 27%, до 53,3 тыс. ед.

«Помимо падения количества грузовиков, произведенных в РФ, также кардинально снизился ввоз грузовиков, выпускаемых за пределами России. Понятно, что Европа закрыта, главная цепочка поставок идет из Китая. Но учитывая, как были настроены цепи снабжения, какими тысячами грузовики шли из Европы, Китай этого не заменит», – говорит Р. Рабаев.

По его словам, развозной грузовик предназначен для того, чтобы за 5 или 10 лет его можно было полностью самортизировать и заменить. Однако новых машин в требуемых для рынка объемах пока нет, кроме того, возникает вопрос, кто сегодня из игроков способен активно инвестировать в пополнение автопарка.

Малые предприятия, считает менеджер, вкладываться не могут, многим из них сегодня важно удержаться на плаву. Инвестировать в пополнение автопарка способны крупные производители и торговые сети, но, учитывая общий спад поступления на рынок техники, ритейл в целом столкнется с большим дефицитом парка, а это обернется волатильностью и ростом цен.

Высокая стоимость транспорта сдерживает темпы обновления. По словам независимого консультанта Сергея Бургазлиева, автомобильный завод «Урал» сравнительно неплохо преодолел кризисную ситуацию прошлого года. Однако, добавляет он, у него фундаментальная проблема – предприятие не может сделать бескапотную машину по приемлемой цене. «Грузовик, который они предлагают, очень дорогой. Потребители его берут весьма неохотно», – сообщил эксперт.

Как отметила директор по цепям снабжения и логистике сети «Ашан» Вера Эмрот, представители торговых сетей рассчитывали, что стоимость транспортных услуг не будет сильно расти. «Тенденция обратная: поскольку транспортных средств не хватает, те грузовики, которые имеются в излишках, просто отставляют и разбирают на запчасти. В итоге имеем те же самые тарифы, по которым мы работали в прошлом году. И никто не приходит с понижением [расценок] и говорит, что у нас какой-то транспорт в избытке», – свидетельствует В. Эмрот.

Союз руля и товара

Как прогнозирует Р. Рабаев, недостаток парка приведет к дальнейшей интеграции производителей продукции в сегменте FMCG, особенно малых поставщиков, с розницей, поскольку ритейлеры могут поддержать первых своими мощностями.

«Будет расти коллаборация, и это означает, что доля аутсорсинга на рынке России, именно транспортных перевозок, будет снижаться долгое время. До тех пор, пока малые предприятия или какие-то игроки не начнут [существенно] инвестировать в развитие флота. Сейчас нет технических предпосылок к этому совершенно», – подчеркивает представитель «Магнита».

Конечно, крупные фирмы будут искать новых автопроизводителей, понимая, по выражению Р. Рабаева, что придется работать не только за себя, но и за того парня.
Он считает, что в перспективе количество марок модельного ряда будет сопоставимо с тем, которое было раньше, когда в России присутствовали такие бренды, как MAN, Mercedes, Volvo, Scania. Эксперт полагает, что на рынке будет 3–4 крупных производителя из Азии плюс российский автопром, которые и будут замещать спрос.

«Какие конкретно, пока на наших дорогах не видим, разве, может быть, грузовики, которые перевозят нерудную продукцию, типа Howo, они есть. Но развозных грузовиков, именно из Китая, пока в большом масштабе в России нет», – уточнил Р. Рабаев.

Тем не менее если в январе 2022 года в сегменте MCV+HCV в РФ было реализовано 453 грузовика китайского производства, то в январе 2023-го – 3,3 тыс.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions