+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2025 16:55:08
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Платон за все заплатит? Рост тарифов для фур ударит по карману каждого

Принятое правительством решение о поэтапной отмене понижающего коэффициента в системе «Платон» ставит перед экономикой и логистикой сложный выбор между необходимостью финансирования дорожной инфраструктуры и рисками ускорения инфляции с усилением регионального неравенства.
Платон за все заплатит? Рост тарифов для фур ударит по карману каждого

Как отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Мелитопольского государственного университета Мупегну Нзусси Кевин Грас, это решение представляет собой структурный шок для логистической системы с мультипликативным эффектом, который в конечном итоге коснется кармана каждого потребителя. Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов уточнил, что процесс будет проходить в два этапа: с 1 марта 2026 года понижающий коэффициент будет сокращен вдвое – вместо текущего 0,51 будет применяться коэффициент 0,75, что уже вызовет первый скачок тарифа помимо плановой ежегодной индексации. Затем, с 1 февраля 2028 года, коэффициент будет отменен полностью, и тариф достигнет своего полного значения, которое к тому моменту будет дополнительно проиндексировано с учетом инфляции за 2024, 2025, 2026 и 2027 годы. 

Прямым следствием станет рост операционных расходов перевозчиков на 33% после полной отмены коэффициента, что увеличит долю затрат на «Платон» в себестоимости перевозки с нынешних 4–8% до 5,5–10,5%, а для низкомаржинальных грузов и удаленных направлений – до 13–16%. Транспортные компании, по словам эксперта, ответят комплексом мер, включая прямую индексацию тарифов на перевозку, что станет первым звеном в цепочке повышения цен, оптимизацию логистических схем с возможным увеличением сроков доставки и ускоренный переход на более тяжелые тягачи для распределения нагрузки, что, однако, требует значительных капиталовложений.

Ключевой вопрос – инфляционные последствия, которые, как подчеркивает эксперт, носят отложенный и волнообразный характер. К 2028–2030 годам данная мера может вносить прямой и косвенный вклад в ежегодную инфляцию на уровне 0,3–0,5 п. п., превратив сбор в универсальный логистический налог, вшитый в стоимость большинства товаров на полке. Наиболее уязвимыми окажутся товары с высокой долей транспортных расходов: строительные материалы, базовые продукты питания, напитки, а также товары конечного потребления со сложной логистикой, такие как бытовая техника и мебель. При этом, как предупреждает М. Н. Кевин Грас, наиболее тяжелые последствия ждут отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока, где альтернативы автомобильным перевозкам зачастую нет, а расстояния огромны. Экономическая невыгодность дальних рейсов может привести к фактической изоляции некоторых населенных пунктов и подорожанию критически важных товаров: скоропортящихся продуктов, товаров повседневного спроса и строительных материалов, доставляемых малыми партиями.

Э. Миронов добавляет важный контекст, обращая внимание на «двойной» механизм роста тарифа: помимо отмены коэффициента, сохраняется ежегодная индексация «Платона» на величину инфляции за предыдущий год. Таким образом, к февралю 2028 года итоговый тариф будет учитывать как полную отмену «скидки», так и индексацию за четыре года. В текущей структуре затрат перевозчиков, где доля «Платона» колеблется от 3 до 11% в зависимости от направления, это станет дополнительным давлением. Э. Миронов согласен, что компенсация пойдет по пути повышения цен на перевозки и жесткой внутренней оптимизации – борьбы с порожним пробегом и простоями, консолидации грузов и поиска объездных маршрутов. При этом он оценивает итоговый вклад в инфляцию как величину, исчисляемую десятыми долями процента, учитывая, что транспортные расходы в структуре стоимости конечного продукта варьируются от 2% для дорогих товаров до 25% для дешевых.

Общий вывод экспертов сводится к тому, что поэтапная отмена коэффициента – системное повышение транзакционных издержек для всей экономики, которое станет устойчивым проинфляционным фактором в среднесрочной перспективе. Потребитель в конечном счете заплатит и за ремонт дорог, и за возросшие операционные затраты логистического сектора. Для смягчения негативных последствий, особенно для удаленных территорий, необходимы компенсирующие меры: ускоренное развитие альтернативных видов транспорта, таких как железнодорожный и речной, и создание целевых механизмов поддержки социально значимых логистических направлений. Без этого страна рискует получить не только дополнительный инфляционный драйвер, но и дальнейшее углубление разрыва в доступности и стоимости жизни между центром и периферией.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions