+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2023 11:57:12
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Платон или подтолкнет ставки, или выдавит автоперевозчиков с рынка

Каждый километр проезда по федеральным трассам подорожал сегодня, 1 февраля, до 2,84 руб., сообщает Росавтодор. Участники рынка отнеслись к этой новости по-разному: одни заявляют о последней капле, которая их убьет, другие назвали расходы на «Платон» второстепенной частью затрат. РЖД-Партнер не только выслушал и тех и других, но и подсчитал их общий вклад в ремонт и содержание дорог.
Отмените «Платон»

Автоперевозчики восстали против «Платона» в момент его создания, еще в 2015-м. Год назад, в 2022-м, профессиональное сообщество создало очередное предложение об отмене платы за проезд по федеральным дорогам, документ передали в Минтранс, далее – в Госдуму, но, совершив круг по кабинетам, он вернулся с резолюцией: если систему отменят, то ежегодно дорожные фонды будут недополучать более 40 млрд руб. Чтобы сохранить источник и не нервировать профсообщество, власти пообещали не увеличивать размер платы за проезд по федеральным трассам до 1 февраля 2023 года. И вот, наконец, этот день настал. Удивительно, столь долгожданное повышение тарифа оказалось ниже прогнозного значения.

«Фактический размер платы рассчитывается ежегодно в период с 10 по 20 января с учетом публикации информации Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год. По данным Росстата, инфляция в России по итогам 2022 года составила 11,94%, что позволило провести индексацию платы в госсистеме «Платон» ниже прогнозного значения – повышение тарифа составило 30 коп. вместо 44 коп.», – поясняют в Росавтодоре.

С 1 февраля грузовики массой свыше 12 т за проезд по федеральным трассам будут отдавать по 2,84 руб. за каждый 1 км пробега, а до 1 февраля – 2,54 руб. Расходы на «Платон» достигают 5% в затратах перевозчиков и измеряются десятками тысяч рублей на одно грузовое транспортное средство, говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК». «Такие суммы особенно чувствительны для малого и среднего бизнеса», – добавляет он.

Более 56% перевозчиков находятся на грани выживания, гласит декабрьский опрос биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU. Отрасль вошла в крутое пике в марте прошлого года – тогда рухнули ставки на автоперевозки, а международные автоперевозчики и вовсе лишились работы. По итогам прошлого года себестоимость перевозки выросла на 16%, говорит Д. Иевлев. На ставки повлиял рост цен на автозапчасти, которые из-за импортных ограничений подорожали в некоторых случаях вдвое. В минувшем году подскочили ставки по ОСАГО. А вот ставки на услуги самих автоперевозчиков грузов растут не столь стремительно, признаются участники рынка. Автотранспортные предприятия, чтобы выйти из пике, продают бизнес вместе с фурами, диспетчерской службой и водителями. Сегодняшнее 30-копеечное повышение они просят не называть копеечным и незначительным.

«Нужно учитывать взимание платы не за всю поездку, а за каждый пройденный километр. Учитывая, что пробег за одну поездку может достигать нескольких тысяч километров, суммарные затраты на «Платон» становятся существенными», – говорит Сергей Гебель, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры»

Настоящие герои всегда идут в обход

Уйти от обязательства оплачивать «Платон» не получится. Д. Иевлев говорит, что нет таких троп и лазеек, которые позволят водителям большегрузов объехать «Платон». С. Гебель говорит, что варианты все же есть, но водитель должен выехать на отдельную платную автодорогу.

«Поскольку платных дорог в России не так много, можно говорить о том, что грузовикам, передвигающимся между городами, избежать трат на «Платон» практически невозможно, потому что платить нужно не за какие-то специальные платные дороги, а за все общедоступные бесплатные участки федеральных трасс», – рассуждает С. Гебель.

Автоперевозки за семь лет существования системы взимания платы перечислили в Дорожный фонд порядка 200 млрд руб. На эти средства отремонтировано свыше 3 тыс. км дорог. Сегодняшнее повышение стоимости проезда пополнит бюджет еще на 4 млрд руб., что позволит построить еще 200 км дорог, подсчитал Минтранс. Однако нельзя забывать, что само обслуживание системы «Платон» обходится примерно в 10 млрд руб. ежегодно, подсчитал С. Гебель.

«Если на 100 млн руб. строят около 3 км дорог, то ежегодный объем строительства с вырученных средств незначительный. А это значит, что платежи по системе «Платон» не оказывают существенного влияния на качество содержания дорог, но при этом влекут рост издержек транспортных компаний и, соответственно, удорожание конечных услуг и товаров», – говорит юрист.

Битву с «Платоном» проиграли не только перевозчики, но и депутаты, в 2016 году в Конституционный суд подан иск с требованием проверить конституционность «Платона». Заявлялось, что «Платон» дублирует существующие налоги. Но система выжила и, скорее всего, будет собирать деньги еще много лет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions