+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.12.2025 16:20:49
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевозчики планируют вернуться к обновлению парков грузовой техники весной 2026 года

Спрос на технику будут стимулировать снижение ключевой ставки, рост деловой активности, увеличение объемов потребления и спроса на грузоперевозки на 6% в следующем году.  Обязательное условие — повышение маржинальности на 10% от текущего уровня, что с учетом рост налоговой нагрузки и индексации в системе «Платон» будет возможным только при увеличении тарифов. Об этом говорится в обзоре, подготовленном «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, совместно с Российской ассоциацией автодилеров, Объединенной лизинговой ассоциацией, а также компаниями Dentro, «Лидер Транс» и «Нексус».

Лизинговые компании наблюдают рост спроса на подержанные грузовики: в четвертом квартале впервые за 2025 года количество продаваемой техники у крупнейших операторов превысило число изъятой: 1 100 против 1 000 транспортных средств в месяц, сообщил руководитель комитета по автотранспорту Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Александр Николаенко.

За октябрь-первую половину декабря до 30% единиц грузового транспорта от общего количества техники в стоках (40 тыс. единиц) взято в лизинг повторно, что говорит о его постепенном восстановлении, добавил он.

Если в 2023 году средняя цена автомобилей составляла 9 млн руб., в 2025-ом — эту же технику с пробегом до 100 тыс. км перевозчики приобретают за 3,2-3,4 млн руб., пояснил основатель и генеральный директор «Нексус» Тимур Новожилов. 

Стоимость новой грузовой техники также снизилась не менее чем в два раза, до 6,5 млн руб., по данным ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс»). Для удержания спроса комиссии снизили и дилеры: в первом полугодии до нулевых значений, во втором — до 5%, что тем не менее не сопоставимо с уровнем 2023 года, когда наценка могла доходить до 30%, рассказал вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Виталий Киселев.

Компании начали точечное обновление устаревших и вышедших из строя транспортных средств со второго полугодия 2025 года на фоне оживления рынка, подчеркнул В. Киселев.

«Ситуация стабилизируется с октября: индикатор ATrucks закрепился на отметке плюс 36, что говорит о превышении спроса над количеством транспортных средств. Вслед за ростом спроса на грузоперевозки индекс ATI.su (отражающий уровень ставок на рынке) восстановился до отметки 1834, что соотносится с параметром конца 2023 года», — добавил президент «АвтоГрузЭкс», совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

Он отметил: тарифы уже восстановились до уровня 74,7 руб. за км без НДС, на 13,4% превысив ставки сентября и на 3% – показатели аналогичного периода прошлого года.  

Высокие лизинговые ставки и рост спроса на банковские займы

В транспортных компаниях отмечают сокращение среднего размера лизинговых платежей во втором полугодии более чем в два раза по сравнению с первым — вслед за снижением ключевой ставки. «На пике предложения по таким сделкам доходили до 30% (плюс 10 п.п. к ключевой ставке по состоянию на апрель-май 2025 года), сейчас — уровень тарифов у банков сократился до 19-21%», — рассказал исполнительный директор Dentro Борис Мамилов.

Лизинговые компании продолжают держать уровень ставок на 2-3% выше, чем у банков (21-23%), что делает предложение операторов менее выгодным, подчеркнул учредитель «Лидер Транс» Михаил Устюжанин. 

«При высокой ключевой ставке, низком спросе на технику и риске возвратов лизингодатели повышают свою маржинальность. В периоды оживления спроса, когда портфели более диверсифицированы и защищены, операторы, напротив, смягчают условия», — пояснил А. Николаенко.

Как рассказал В. Киселев, по этой же причине лизинговые операторы  все реже предоставляют технику с нулевым авансовым платежом — только для крупных компаний. «Можно предположить, что в 2026 году такому бизнесу они также смогут предложить ставки на уровне ключевой — 17-18%. Для рисковых же клиентов средний первоначальный взнос вырос с 30 до 50%», — уточнил он. 

При этом и условия выдачи техники существенно отличаются: операторы фокусируются на общем финансовом состоянии бизнеса и его возможности внести авансовый платеж за технику, тогда как банкам необходимы детальные обоснования привлечения заемных средств, а также расчет финансовой модели, исходя из которой выстраивается график окупаемости техники, рассказал эксперт.

Снижение маржинальности и будущее рынка

По оценкам Т. Новожилова, предстоящее повышение налоговой нагрузки, индексация взносов в системе «Платон» и другие надбавки — например, связанные с переходом на электронный документооборот — добавят к себестоимости не менее 10%. «При этом для стабильного, высокого спроса на технику тарифы должны увеличиться до 95 руб./км — то есть, на 27-28%», — подчеркнул он.

Кроме того, компании ожидают, что снижение ключевой ставки во втором полугодии до 13% стимулирует повышение деловой активности и спроса на грузоперевозки — до 6% и, как следствие — спрос на лизинг грузовой техники.

Для расчета эксперты использовали прогнозы аналитиков M.A. Research, ожидающих в 2026 году базового роста перевозок на 4% в стоимостном выражении, до 2,73 трлн руб. и оценила совокупный эффект от планируемого снижения ключевой ставки с точки зрения роста объемов инвестиций в производство, ритейл и другие сегменты, и тем самым — повышения спроса на перевозки.

М. Устюжанин прогнозирует дальнейший уход с рынка ряда компаний с маржинальностью бизнеса менее 10% по отношению к текущим доходам и издержкам. Вместе с тем, компании, которые сохранят свое присутствие на рынке, по мнению экспертов смогут повысить свою маржинальность на 8-11% от существующего уровня к весне 2026 года за счет роста грузопотока и формирования конкурентной ценовой политики, что позволит перевозчикам выйти на «рабочую модель окупаемости транспорта», и повысит спрос на технику.

Однако рост издержек транспортных компаний непропорционален снижению ключевой ставки до 13%, которое прогнозирует Банк России, именно поэтому существенного повышения спроса на грузовую технику (до уровня продаж 2023 года) ожидать не стоит, подчеркнул Б. Мамилов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions