+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.09.2025 15:00:07
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

М-12 «Восток»: трасса будущего или дорога с препятствиями?

Новая магистраль М-12 «Восток», в настоящее время соединяющая Москву с Тюменью через Казань и Екатеринбург, а в дальнейшем планируемая к продлению вплоть до Владивостока, уже меняет логистическую карту России.
М-12 «Восток»: трасса будущего или дорога с препятствиями?

Эксперты единодушны: трасса открывает огромные перспективы для международных и внутренних перевозок, но ее высокая стоимость и слабая инфраструктура вдоль маршрута ставят под вопрос широкую востребованность. В какую сторону качнутся весы – в пользу скорости и безопасности или экономики и привычных маршрутов?

М-12 как логистический прорыв: скорость и глобальные связи

Открытие трассы М-12 «Восток» – не просто дорожное событие, а стратегический шаг в развитии транспортной инфраструктуры России.

«Развитие трассы М-12 «Восток» позволит России продлить маршрут к границам с Казахстаном, Монголией и Северной Кореей, что будет способствовать укреплению логистической инфраструктуры в Восточном регионе», – отмечает Кирилл Лахин, заместитель руководителя отдела логистики АО «Юнитрейд».

Этот маршрут становится важным звеном в системе международных грузоперевозок, особенно в контексте роста взаимодействия с азиатскими странами, что приведет к увеличению товаропотока и, в свою очередь, станет катализатором развития конкуренции внутри Азии. Для достижения этой цели модернизируется логистическая инфраструктура в азиатской части страны, за счет чего скоростной режим на федеральных магистралях увеличивается на 15–20%, а маршрут сокращается по причине возможности следовать без заездов в населенные пункты. Это также придает импульс для увеличения скорости движения на 5–10% и сокращения транзитного срока до Москвы до 10%. Это реальные цифры, которые уже сейчас привлекают логистические компании.

«Открытие трассы Санкт-Петербург – Владивосток точно разгрузит имеющиеся пограничные пункты в Забайкальске, на границе с Монголией и Казахстаном, поскольку переориентирует часть грузов в порт Владивосток», – подчеркивает К. Лахин.

Такая разгрузка создает условия для роста мультимодальных перевозок, где морская доставка из Китая сочетается с автомобильной или железнодорожной доставкой по России. Порт Владивосток получает конкурентное преимущество, становясь более привлекательным для клиентов и перевозчиков.

Безопасность и удобство VS цена вопроса и комфорт

С точки зрения внутрироссийской логистики М-12 решает насущные проблемы. По словам Эдуарда Миронова, директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, основной грузопоток автомобильным транспортом сейчас идет по направлению из Центральной части России в сторону Урала и Сибири.

До недавнего ввода новых участков М-12 движение осуществлялось по маршрутам М-5 и М-7. Это двухполосные дороги, что создает риски при обгоне, повышает усталость водителей и увеличивает расход топлива.

Новая четырехполосная магистраль с двумя полосами в каждую сторону кардинально меняет ситуацию:

«М-12 обеспечивает комфортные и безопасные условия для водителей, сохраняет технику и груз», – отмечает Э. Миронов.

Такие условия особенно важны для ускоренных доставок и тестирования беспилотных грузовиков, которые на старых трассах просто не могут функционировать из-за низкой пропускной способности и сложных условий. Также М-12 – хорошее подспорье для ускоренных доставок.

Однако комфорт имеет свою цену. Стоимость проезда фуры по М-12 – около 16 тысяч рублей, что, по оценке Э. Миронова, составляет чуть менее 10% от стоимости фрахта из Москвы. Это существенная статья расходов, особенно для компаний, где каждый рубль на счету.

К тому же вдоль трассы пока слабо развита инфраструктура. «Пока не в пользу М-12 говорит отсутствие развитой инфраструктуры вдоль автотрассы, что осложняет не только заправку топливом, но и оказание помощи в случае погодных проблем и перекрытия трассы. К примеру, на М-5 намного больше столовых, кафе, где можно согреться при возникновении сложностей на дороге», – добавляет эксперт.

Несмотря на высокую стоимость, ряд факторов стимулирует переход на новую трассу:

·         Скидки по транспондеру – система лояльности делает поездки более выгодными при регулярном использовании.

·         Рост платы за проезд по другим федеральным (и, возможно, региональным) трассам для автомобилей массой свыше 12 тонн.

·         Дефицит провозных мощностей на железной дороге и рост тарифов РЖД – все это толкает компании к альтернативным маршрутам.

Вызов логистике будущего

М-12 «Восток» – это не просто новая трасса, а новая логистическая реальность, где скорость, безопасность и международная интеграция сталкиваются с экономической целесообразностью и инфраструктурными ограничениями. Трасса уже сейчас становится катализатором развития мультимодальных перевозок, разгружает ключевые пограничные переходы и укрепляет связи России с Азией. Но ее актуальность зависит от решения двух ключевых вопросов: снижения стоимости проезда и развития сервисной инфраструктуры вдоль маршрута.

Пока эта магистраль – выбор не для всех, но для тех, кто ценит время, безопасность и инновации. А в условиях растущего грузопотока между Европой и Азией это может стать решающим преимуществом.

М-12 – дорога в будущее. Но будущее требует инвестиций не только в асфальт.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions