+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.12.2025 16:39:07
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперты – о последствиях утильсбора на легковые авто

С начала декабря в автомобильной отрасли наступил период, который эксперты называют «финальной распродажей старого рынка». Повышение утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года, особенно для машин мощностью свыше 160 л. с., перевернуло привычную экономику параллельного импорта.

Как отмечает автоэксперт, аналитик автомобильного рынка Сергей Логинов, ранее ключевым преимуществом была возможность ввозить автомобиль на физическое лицо, что экономило до миллиона рублей по сравнению с юридическим лицом, которое всегда платило коммерческий сбор. Теперь же эту лазейку устранили: и физлица, ввозящие мощные автомобили, обязаны платить по коммерческой ставке, что фактически уравняло всех игроков. В результате октябрь и ноябрь стали временем ажиотажного спроса и гигантского объема ввоза. «Кто успел, тот успел. Было ввезено большое количество машин под схему с физическими лицами, и эти машины сейчас будут продаваться, вероятно, до весны», – констатирует С. Логинов. Таким образом, текущие стоки в автосалонах и на маркетплейсах – это остатки «дореформенной» эпохи, которые позволят рынку жить по старым ценам условно до конца февраля.

Однако с начала 2026 года покупателей ждет двойной удар, который неизбежно приведет к всеобщему подорожанию. С 1 января вступают в силу повышение НДС и плановое повышение курса рубля. Как прогнозирует С. Логинов, сначала это скажется на новых автомобилях, а через пару месяцев волна докатится и до вторичного рынка. Уже к февралю – марту ожидается рост цен на 10–15% абсолютно на все автомобили. Причина не только в макроэкономике: сокращение ввоза мощных машин (свыше 160 л. с.) из-за утильсбора перенаправит спрос на менее мощные модели, что также подтолкнет их стоимость вверх. «За BMW X5 будешь уже платить 3,5–4 млн – это только утильсбор», – приводит пример С. Логинов, подчеркивая, что итоговая цена таких автомобилей в России начнет приближаться к удвоенной стоимости их покупки в стране-экспортере. Готовности дилеров «поглотить» эти расходы ждать не стоит. Как отмечает операционный директор компании «НЭТ КАРС» Мария Мартыхина, маржинальность, особенно на легковые китайские автомобили, и так минимальна – многие салоны работают с кумулятивной прибылью в 10–50 тысяч рублей с машины. «Дилеры не поглощают и не собираются поглощать никакие сборы. Проще отказаться от продаж китайского сегмента и привозить автомобили по параллельному импорту», – утверждает она. Стратегией станет не снижение цен, а отмена скидок и усиление акцента на кредитных программах и трейд-ин, добавляет руководитель отдела продаж «Юнион Авто» Никита Конопкин. По его мнению, отечественные производители чувствуют себя стабильнее за счет господдержки, чего нельзя сказать об импортных брендах.

Повышение ставок неминуемо порождает вопрос: не приведет ли это к взрывному росту серых схем, например, через страны ЕАЭС? Эксперты сходятся во мнении, что взрывного роста не будет, однако схемы продолжат существовать в адаптированном виде. «Останемся на том же уровне, что имеем сейчас. Доля ввоза продолжит расти, но более медленными темпами», – считает М. Мартыхина. Она напоминает, что в этом году десяткам тысяч людей уже пришли доплаты от таможни за занижение инвойса или мощности, что заставляет всех действовать осторожнее. Н. Конопкин подтверждает, что регулятор активно совершенствует инструменты контроля. С 1 мая 2025 года действует новая методика: при ввозе авто из стран ЕАЭС таможня доначисляет разницу в платежах, если обнаруживает занижение. Также ведется тщательный мониторинг за цепочками перепродаж и синхронизация баз данных между ведомствами.

Особое внимание в дискуссиях уделяется так называемой белорусской схеме, сулящей экономию до 90% при покупке авто за счет оформления ВНЖ. Эксперты расходятся во мнениях и называют схему малопригодной для массового использования и сопряженной с высокими рисками. «Схема реалистична. Но при таком раскладе россиянин будет иметь белорусские номера всегда, и при перепродаже автомобиля возникнут сложности», – поясняет М. Мартыхина. Н. Конопкин акцентирует правовые риски: для налогового резидента РФ постоянная езда на иностранных номерах является нарушением, а базы фотофиксации России и Беларуси синхронизированы, что сводит на нет анонимность. «Как способ «просто сэкономить» для жителя Москвы или другого региона РФ она несет высокие риски конфискации авто или огромных доначислений от таможни», – резюмирует он. С. Логинов добавляет, что значительную сумму (около 50%) сэкономить можно только при оформлении авто на определенные категории белорусских граждан, например, инвалидов, что делает процесс еще более нетривиальным.

«В итоге серые схемы становятся все более рискованными, а рынок постепенно адаптируется к новым правилам. Покупателям важно трезво оценивать не только цену автомобиля, но и возможные юридические последствия попыток сэкономить», – резюмирует Н. Конопкин.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions