+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.10.2025 15:22:00
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Чем грозит резкое сокращение продаж новых грузовиков?

Статистика рынка новых тяжелых грузовиков в России за 3 квартала 2025 года свидетельствует о глубоком системном кризисе: по данным «Автостата», продажи рухнули на 57,4%, причем падение лишь усугубляется от квартала к кварталу. «Резкое падение продаж – это четкий сигнал о проблемах в отрасли», – считает менеджер по логистике компании ATU Forwarding Ксения Макеева.
Эксперты единодушно выделяют несколько ключевых причин, приведших к такой ситуации. Главным катализатором кризиса стала дороговизна заемных средств. Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов поясняет эту проблему: «Когда ставка по лизингу достигает 20–25% годовых, а рентабельность бизнеса грузоперевозок в лучшем случае составляет 10–15%, то покупка новой техники становится экономически необоснованной». Это мнение разделяет и К. Макеева, которая констатирует, что «лизинг и закупка техники на кредитные средства стали практически недоступны» для многих транспортных компаний, работающих с низкой маржинальностью.

Ситуацию усугубляет комплекс сопутствующих факторов. Э. Миронов указывает на сжатие грузовой базы вследствие снижения потребительской активности, а также на перенасыщение рынка после ажиотажного спроса 2022–2023 годов. «Сейчас этот отложенный спрос полностью удовлетворен, и рынок столкнулся с переизбытком – техники закуплено много, а работы для нее больше не стало», – констатирует он. В условиях нестабильности бизнес начинает предпочитать ремонт старой техники покупке новой, особенно с учетом проблем с запчастями и длительной сертификацией новых машин.

Логичным следствием кризиса стал масштабный переток спроса на вторичный рынок. Э. Миронов подтверждает эту трансформацию: «Спрос не исчез, он трансформировался и частично переместился на вторичный рынок». Эксперт выделяет два ключевых сегмента: «свежие» б/у машины (1–3 года), представляющие собой «золотую середину», и «старую гвардию» (5–10+ лет). Перевозчики массово покупают грузовики 7–10 лет и старше, видя в этом способ оставаться на плаву без крупных капиталовложений. Однако К. Макеева предупреждает о скрытых рисках такой стратегии: «Но такая экономия сегодня может привести к повышенным расходам завтра».

Этот стратегический сдвиг в поведении компаний усугубляет системную проблему старения автопарка. Средний возраст грузовиков в России уже превышает 12 лет, а техника старше 15 лет считается исчерпавшей свой ресурс, что напрямую влияет на безопасность и эксплуатационные расходы. «Одно из главных последствий старения автопарка – это рост издержек в логистике. Старые грузовики потребляют больше топлива, чаще ломаются, требуют более дорогих запчастей (особенно для европейских марок). Из-за частых поломок срываются сроки поставок, что критично для ритейла и современных производств, работающих по принципу «точно в срок». В итоге мы получим замедление всей цепочки поставок – от завода до полки магазина», – отмечает Э. Миронов.

Эксперты сходятся во мнении, что текущая кризисная ситуация неизбежно приведет к росту затрат по всей логистической цепочке. К. Макеева прогнозирует, что перевозчики уже вынуждены поднимать тарифы на 10–15%, а в перспективе полугода-года рост может достичь 20%, что окажет прямое влияние на конечную стоимость товаров. Несмотря на мрачные прогнозы, эксперт видит в сложившейся ситуации потенциал для позитивных изменений, если государство, лизинговые компании и производители смогут найти общий язык и запустить адресные программы поддержки. В противном случае отрасль рискует оказаться в замкнутом кругу, где поддержание дряхлеющего парка будет становиться все дороже, а доступ к новой технике – все ограниченнее.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions