Оценки рынка
В 2026 году давление на отрасль усилится – факт для большинства опрошенных очевидный. Влиять на это будет ряд факторов. Первый из них – введение НДС 22% с начала года.
«Это поднимет стоимость топлива, запчастей на авто и лизинга. В совокупности негативные факторы ускорят старение коммерческих автопарков, провоцируя уход мелких игроков и консолидацию рынка вокруг крупных, технологичных компаний», – считают в ГК «АВТОДОМ».
Чуть более позитивный прогноз в целом дает генеральный директор компании «АСТ Плюс» Дмитрий Говоров. Объем рынка грузоперевозок немного увеличится в 2026 году, считает он. Влияние на это имеет снижение ключевой ставки.
«Даже при небольшом снижении инвестиции в транспортную отрасль уже станут гораздо привлекательнее. Также такой прогноз связан не столько с реальным увеличением грузопотока, сколько с эффектом низкой базы 2025 года. В уходящем кризисном году сократились и объемы, и число перевозчиков, поэтому в 2026-м мы увидим небольшой коррекционный рост в пределах 3–5%. Ожидается рост нагрузки на железнодорожные перевозки, особенно по спецтехнике и комплектующим, где накопился отложенный спрос из-за высокой ставки в 2025 году. Переход части грузов на автотранспорт сохранится и усилится», – комментирует Д. Говоров.
Повышение ставки НДС, считает он, приведет к увеличению себестоимости услуг и товаров до 20%. Это изменение будет влиять на выбор клиентов, готовых приобретать услуги и товары по новым ценам, что может привести к смене игроков на рынке. Особенно это затронет компании с неуплаченными лизинговыми и кредитными обязательствами.
Изменения в первую очередь будут существенны для маленьких компаний: «Если раньше при обороте до 60 млн руб. НДС отсутствовал, то теперь уже начиная с 20 млн появляется ставка 5%. Для таких предприятий налоговая нагрузка вырастет даже сильнее, чем для крупного бизнеса».
Но есть тут и позитивный фактор: мелкие игроки часто пользовались преимуществами «теневой» работы, закупали топливо за наличные неизвестного происхождения, экономили на страховых взносах и не платили «белые» зарплаты, говорит эксперт. Усиление со стороны налоговой системы очистит рынок, частично это приведет к консолидации вокруг крупных перевозчиков.
«Рынок в целом движется к такой консолидации и доминированию больших игроков. Тон задают маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries. Они выстраивают собственные, полностью контролируемые логистические схемы. Даже если к работе привлекаются частные подрядчики, ставки в пересчете на рубль за километр остаются скромными, а основную маржу агрегаторы оставляют себе, пользуясь правом ключевого заказчика. Ожидается усиление контроля и повышение прозрачности в сфере карго-перевозок, где особое внимание будет уделяться подтверждению происхождения товаров (закон «об экспедиторах», электронная накладная)», – поясняет Д. Говоров.
Ключевые факторы влияния
Влияние трех факторов на автогрузоперевозки в 2026 году выделил президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов: повышение налоговой нагрузки, введение обязательной электронной накладной и реестра экспедиторов, что изменят ситуацию на рынке. На последние два он обратил особое внимание.
С 1 сентября 2026 года вступят в силу требования по обязательному использованию электронной транспортной накладной в грузоперевозках. В первую очередь от этого вырастут затраты компаний, но, скорее, тех, что ранее работали в аналоговом формате, – на 15–17%. Переход на электронную транспортную накладную обойдется небольшим перевозчикам, которые выполняют до 15 рейсов в день, в 10–20 тыс. рублей – такова стоимость подключения к облачной платформе оператора ЭДО. Средняя стоимость приобретения лицензии для среднего и крупного бизнеса (от 50 рейсов в день) – 300 тыс. руб. От 20 тыс. руб. в год компании выделяют на обслуживание программного обеспечения, 1–5 тыс. руб. – на подписание каждой электронной накладной.
«Перевозчики, которые уже перешли на электронную транспортную накладную два-три года назад, смогут сократить расходы до 2%», – заключил эксперт.
Введение реестра экспедиторов также будет иметь неоднозначное влияние. Плюс – он снизит долю недобросовестных игроков. «Она, по нашим оценкам, может превышать 60%, и повысить прозрачность отрасли», – уточнил В. Филатов.
При этом затраты экспедиторов, которые с 1 марта 2026 года обязаны будут проводить проверку отправлений на наличие запрещенных предметов и соответствие заявленным параметрам (объем, габариты, масса, иные свойства) с помощью визуального осмотра, рентгенотелевизионного и других категорий оборудования, существенно увеличатся, говорит эксперт.
«Введение обновленных требований к экспедиторам может привести к уходу 7–10% транспортно-логистических компаний с доходностью до 10% во второй половине 2026 года и консолидации рынка», – уточнил он.
На изменения в сфере организации транспортно-экспедиционной деятельности обращает внимание и Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli:
«Такие меры, по оценке участников рынка, могут увеличить административные издержки и изменить баланс ролей между экспедиторами и перевозчиками. Более того, планируется обязательный переход на электронную транспортную накладную к осени 2026 года. Эти изменения требуют от перевозчиков инвестиций в цифровые системы учета, юридического сопровождения и модернизации процессов. Тем не менее автотранспорт остается наиболее адаптивным сегментом логистики. Компании, которые смогут оптимизировать затраты, ускорить цифровизацию и диверсифицировать клиентский портфель, сохранят устойчивость даже в условиях регуляторного ужесточения».
Совокупный рост себестоимости грузоперевозок в следующем году, по прогнозам, составит 12%, что наряду с логистической инфляцией на уровне 4% может привести к увеличению тарифов на грузоперевозки на 15–18%, до 85–88 руб./км в следующем году – такова экспертная оценка «АвтоГрузЭкс».
Итоги работы сегмента автомобильных грузоперевозок в 2025 году читайте в выпуске «РЖД-Партнера» №1–2.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



