Утильсбор на автомобильную технику и прицепы был проиндексирован с 1 октября 2024 года. На первом этапе ставка выросла в среднем на 70–85%. Ожидалось, что в дальнейшем она будет индексироваться на 10–20% с 1 января каждого последующего года.
Два миллиона за будущую переработку
Однако уже в 2025 году что-то пошло не по плану. Для автомобилистов, транспортно-логистических компаний стала неожиданностью новость о возможном повышении утильсбора еще и в ноябре. Минпромторг обосновал предлагаемые изменения «новыми тенденциями развития автомобильной промышленности в целом и появлением новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств».
Однако поспешим успокоить: поправки касаются только легковых автомобилей категории М1 (пассажирские авто, не более 8 мест). Прежде всего изменения затронут любителей иномарок, особенно мощных, потому что, согласно проекту изменений, теперь в формулу расчета утильсбора помимо объема двигателя и возраста включают мощность двигателя. Предварительно, для машин до 160 л. с. ничего не изменится, а вот ставка для авто от 160 и от 200 л. с. может вырасти на 30 и 50% соответственно. Так, льготные ставки утильсбора для физлиц, которые ранее составляли 3400 руб. за новую машину, и 5200 руб. за авто старше трех лет, теперь стартуют от 500 тыс. руб. Например, за новенький китайский Geely мощностью 238 л. с. вместо 3400 придется отдать почти 850 тыс. руб. – и это только за утильсбор.
Аншлаг на рынке
Ставки сами по себе, без учета стоимости авто, становятся буквально неподъемными для рядового потребителя. При этом кажется, что отечественный рынок умеренно удовлетворен имеющейся как легковой, так и грузовой техникой, поскольку в 2024 году на фоне предстоящего повышения утильсбора склады активно заполнялись техникой. Поэтому стоит ли ожидать всплеск ажиотажа в этих условиях в преддверии ноября, рассказала Ксения Кожемяко, менеджер по логистике компании ATU Forwarding.
«Значительная часть запасов грузовой автомобильной техники уже распродана, спрос снизился из-за насыщения рынка. Часть техники до сих пор стоит у дилеров. В первую очередь это дорогостоящие модели либо спецтехника узкой ниши, – говорит К. Кожемяко. – В 2023–2024 годах началось массовое обновление автопарков, поэтому острой нехватки в транспорте сейчас нет. На мой взгляд, спрос на китайские грузовики снизится, но полностью не исчезнет, часть компаний все равно будет закупать технику до планируемого повышения утильсбора, чтобы сэкономить».
У некоторых компаний запланированное обновление транспорта не завершилось, и они продолжат эту работу, хотя и будут более взвешенно подходить к вопросу закупок на фоне возможных изменений, поэтому китайские грузовики останутся востребованными.
«Из-за этого, мне кажется, объем импорта по итогам 2025 года будет ниже показателей предыдущего периода. Ажиотажа, как в прошлом году, не будет. Скорее всего, ситуация на погранпереходах, как в 2024 году, когда из-за массовых поставок были огромные очереди в Забайкальском, Амурском крае и Приморье, не повторится. Да, возможны локальные задержки, но в целом погранпереходы сейчас работают стабильно. Существенного ажиотажа при ввозе автомобильной техники пока не наблюдается», – добавляет К. Кожемяко.
При этом потребители будут смотреть в большей степени в сторону китайской техники, так как она по-прежнему, несмотря на повышение утильсбора, остается более доступной и не требует применения механизма параллельного импорта, а отечественные производители не могут полностью удовлетворить потребности как на легковом, так и грузовом сегментах рынка.
Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 13.09.2024 № 1255 утверждена долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для ряда легковых и грузовых автомобилей, а также для автобусов, прицепов и полуприцепов и некоторых видов дорожно-строительной техники. В октябре 2024 года, на первом этапе, ставка утильсбора выросла сразу в диапазоне 70–85%. Ожидалось, что с 1 января каждого последующего года ставка будет индексироваться на 10–20%.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



