Как отмечено на круглом столе «Пути решения ключевых стратегических задач по производству высоколокализованной конкурентоспособной продукции автомобильной отрасли», по итогам января – апреля во всех сегментах рынка реализовано более 400 тыс. автомобилей. Это на 27% ниже прошлогоднего объема.
«В апреле была неплохая тенденция, он был больше марта, но в мае, скорее всего, положительная динамика вряд ли будет продолжаться», – рассказал директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Тигран Парсаданян, уточнив, что продажи машин отечественных брендов снижаются более медленными темпами.
Ориентиром для российского авторынка остается результат продаж 2012 года, когда в стране было реализовано почти 3 млн новых машин, но он пока недостижим.
В 2024 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей составили 1,7 млн ед. «В этом году мы оцениваем, что легковой рынок в России составит где-то 1,2 млн автомобилей – очень существенное падение для всех», – сказал заместитель гендиректора АвтоВАЗа Сергей Громак.
Метод кнута и пряника
Ключевыми проблемами для отрасли являются высокая стоимость кредитных ресурсов при недостаточной платежеспособности населения, сокращение госпрограмм по обновлению транспортного парка.
В этой ситуации власти намерены стимулировать спрос. В частности, решено вернуть программу «Семейный автомобиль», проинформировал Т. Парсаданян, продолжается действие льготного лизинга.
За 4 месяца за счет различных льгот и дотаций от государства реализовано 55 тыс. транспортных средств, предоставлено скидок на 15 млрд руб., сообщил чиновник.
«Очень надеемся, что будет продолжено финансирование льготного автокредитования и льготного лизинга. Но также обсуждаем с Минпромторгом и различные новые форматы мер поддержки спроса. Важный источник как один из вариантов, который обсуждаем, – это прямые субсидии автопроизводителям, которые будут транслироваться в скидки для покупателей», – рассказал С. Громак.
В этом случае, пояснил представитель АвтоВАЗа, исключается как звено кредитная организация.
«Банки – это высокий процент. То есть субсидии – автопроизводителю, а автопроизводитель напрямую эти деньги транслирует в скидку покупателю без вот этого завышенного кредитного процента», – резюмировал менеджер.
Также предлагается задействовать механизм trade-in. «У нас огромный вторичный рынок, огромное количество автохлама. Если здесь возобновить программу утилизации, когда пригоняешь свой старый автомобиль, получаешь скидку от автодилера и покупаешь новый, это тоже важно», – сказал С. Громак.
Предлагаются и менее популярные вещи. Так, средний возраст автомобиля превышает 20 лет, продолжая увеличиваться. Заместитель генерального директора, руководитель представительства завода «Урал» Тарас Шевченко высказался за повышение транспортного налога для машин старше 15 лет и введения поэтапных ограничений на перерегистрацию грузовикам старше 25 лет.
Еще одно предложение – обязать подрядные организации применять российскую дорожно-строительную технику. «Необходимо вводить какой-то критерий для подрядчиков, чтобы они в первую очередь использовали на работах отечественную технику», – сказал Т. Шевченко.
Подобная инициатива озвучивалась и раньше. Для увеличения объема заказов на российскую технику предлагалось внести изменение в правительственное постановление (в рамках ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и установить требование для компаний, которые будут претендовать на выполнение дорожно-строительных работ на федеральных трассах, о наличии в парке определенной доли отечественных машин.
Однако смогут ли российские производители в одночасье справиться с огромным потоком заказов от дорожной отрасли и произвести импортозамещение по многим позициям, обращали внимание представители профессионального сообщества. К тому же стоит не забывать о высоком проценте импортных машин, эксплуатируемых сегодня строительными компаниями. Данный парк требует обслуживания, и одномоментно заменить его на отечественные аналоги невозможно.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



